×

Усиление госконтроля или развитие государственно-частного партнерства?

Пути решения проблемы параллельного возведения МКД и социальных объектов
Кустова Татьяна
Кустова Татьяна
Юрист ООО «Альтхаус Консалтинг»

6 августа в Госдуму был внесен проект поправок в Градостроительный кодекс (законопроект № 690412-8), касающийся создания объектов инфраструктуры при многоквартирных домах.

Проект предусматривает внесение изменений в п. 4 ст. 66 ГрК РФ, согласно которым глава местной администрации обязуется согласовывать с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ не только границы комплексного развития территории (далее – КРТ), но и планируемый срок обеспечения соответствующих территорий объектами социальной инфраструктуры и повышения уровня доступности социальных услуг для жителей.

Аналогичный законопроект (№ 664897-8) об обязанности осуществлять строительство инфраструктурных объектов при КРТ принят в первом чтении 25 июля. Поправками предлагается скорректировать ст. 24, 33, 51, 67 и 68 ГрК о внесении изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, а также об обязании лиц, осуществляющих КРТ, строить объекты социальной инфраструктуры.

Пояснительная записка к законопроекту № 690412-8, в отличие от законопроекта № 664897-8, содержит более подробное обоснование необходимости его принятия. По мнению разработчиков, поправки призваны обязать застройщиков проектировать объекты социальной инфраструктуры на этапе разработки проекта КРТ и ставят барьер на ввод в эксплуатацию жилых домов и комплексов без первоочередного ввода в эксплуатацию дополнительных объектов социальной инфраструктуры.

Необходимость таких изменений видится инициатору законопроекта в недообеспеченности жилых районов социальными объектами, а также задержках при их возведении и вводе в эксплуатацию.

По мнению разработчиков проекта, без дополнительного контроля со стороны государства инфраструктура не появится. Вместе с тем решение проблемы параллельного возведения МКД и социальных объектов представляется более целесообразным не за счет усиления госконтроля, а путем партнерства государства с частными инвесторами.

На сегодняшний день вариант, позволяющий разделить расходы на создание объектов инфраструктуры между застройщиком и публичной стороной в рамках договора о КРТ, в ГрК не установлен. Отсутствие у кредитных организаций уверенности в соблюдении нормативов градостроительного проектирования влечет для застройщиков риск отказа в получении финансирования строительства основных объектов (например, МКД) в рамках КРТ.

ГрК прямо предусмотрены для застройщика только два варианта выхода из сложившейся ситуации:

  • отказаться от договора о КРТ в одностороннем порядке, воспользовавшись правом, предусмотренным ч. 13 ст. 70 Кодекса;
  • либо взять на себя обязанность по созданию объектов инфраструктуры и их последующей безвозмездной передаче в муниципальную собственность (п. 1 ч. 5, ч. 8 ст. 68 Кодекса).

Однако выбор первого варианта влечет утрату права на реализацию проекта. Второй вариант влечет увеличение финансовой нагрузки на застройщика и последующие риски неисполнения обязательств.

В качестве альтернативного и менее обременительного для застройщиков варианта решения проблемы обеспечения территорий объектами инфраструктуры в отсутствие бюджетного финансирования на протяжении многих лет рассматривается параллельное внедрение механизмов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП). Представляется, что конструкция «КРТ + ГЧП» не только поможет снизить финансовую нагрузку застройщиков, но и сократить сроки строительства объектов, распределить риски между публичной и частной сторонами, обеспечить застройщика дополнительными гарантиями возмещения расходов, привлечь льготное финансирование в такие проекты.

Перспективность развития партнерства государства и частных инвесторов при реализации КРТ была отмечена в 2023 г. в рамках совещания по вопросу развития строительной отрасли, которое провел в Кремле Президент РФ Владимир Путин. Правительству было поручено представить предложения по реализации проектов КРТ с использованием механизмов возвратного финансирования строительства объектов соответствующей инфраструктуры, в том числе инфраструктурных облигаций, и государственно-частного партнерства (п. 1 Перечня поручений по итогам совещания по вопросу развития строительной отрасли, утв. Президентом РФ 17 сентября 2023 г. № Пр-1845).

Однако на законодательном уровне совмещение механизмов КРТ и ГЧП в рамках одного проекта не только прямо не предусмотрено, но и ограничено ввиду следующих противоречий в регулировании:

  • законодательство о КРТ предусматривает наличие у застройщика прав на земельный участок, а по условиям соглашения о ГЧП/концессионного соглашения права на участок должны изначально принадлежать публичному партнеру/концеденту (РФ/субъекту РФ/муниципалитету), который затем предоставит их частному партнеру/концессионеру – т.е. застройщику;
  • законодательство о КРТ допускает возможность заключения договора о КРТ по инициативе правообладателя без проведения торгов, однако это не является преимуществом или основанием для застройщиков заключить соглашение о ГЧП/концессионное соглашение без конкурса, что влечет риск победы в конкурсе третьего лица и возврат к проблеме разницы в сроках строительства основного объекта и объектов инфраструктуры;
  • меры поддержи, чаще всего используемые в рамках проектов ГЧП, не распространяются на проекты КРТ.

Несмотря на то что вопрос об одновременном использовании механизмов КРТ и ГЧП окончательно не урегулирован, такая конструкция уже применяется на практике.

Так, в г. Новороссийске две школы строятся по концессии в рамках КРТ. Важно отметить, что в указанном проекте комбинация «КРТ+ГЧП» стала возможной благодаря пересмотру классического подхода, когда приоритет отдается жилой застройке, а не объектам инфраструктуры. В Новороссийске сначала было заключено концессионное соглашение, а только потом – соглашение о комплексном развитии территории, т.е. застройка будет возводиться вокруг социальных объектов. Также масштабная застройка жилого района «Академический» г. Екатеринбурга стала возможна благодаря сочетанию механизмов КРТ и ГЧП. Использование бюджетного финансирования и механизмов государственно-частного партнерства на смежном с МКД участке позволит возвести учебные и научные корпуса для студентов, кампус и клиническую базу, а также жилую и социальную инфраструктуры для учащихся и преподавателей, гостиницу, спорткомплекс.

Ситуация, когда территория комплексного развития небольшая и разместить объекты социальной инфраструктуры в ее границах изначально невозможно, распространена и в других городах. В таком случае социальные объекты возводятся за границами КРТ, а обязанность создать/обновить объекты инфраструктуры по договору о КРТ может быть возложена на исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (ч. 7 ст. 68 ГрК), поскольку создание объектов социальной инфраструктуры – в первую очередь образовательных организаций и учреждений – является полномочием субъектов РФ и муниципальных образований, расходными обязательствами соответствующих бюджетов.

Однако муниципальные образования зачастую не владеют необходимым объемом денежных средств и не могут гарантировать создание/обновление всех необходимых объектов инфраструктуры. Применение механизмов ГЧП способствует снижению нагрузки на бюджет, а застройщику помогает извлечь дополнительный доход за счет оказания платных образовательных или медицинских услуг. Внедрение механизмов ГЧП также способствует решению проблемы нарушения сроков строительства, если в соглашении будет предусмотрено условие о компенсации расходов на создание объектов только после ввода объекта недвижимости в эксплуатацию. Финансовый интерес станет мотивацией для частной стороны в скорейшем окончании строительства.

Таким образом, предложенное законопроектами регулирование представляется недостаточно проработанным, еще больше ограничивающим застройщиков и вряд ли поможет решить проблему недостаточного финансирования, необходимого для возведения объектов социальной инфраструктуры вокруг МКД.

Рассказать:
Другие мнения
Тонков Евгений
Тонков Евгений
Член Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, председатель Комиссии АП Ленинградской области по защите профессиональных прав адвокатов, к.ю.н., доцент СЗИУ РАНХИГС
Возможно ли исключить фальсификации протоколов судебных заседаний из уголовного процесса?
Уголовное право и процесс
Технически простые изменения в УПК РФ могут изменить ситуацию к лучшему для стороны защиты
03 сентября 2024
Окшин Максим
Окшин Максим
Юрист АБ «Мушаилов, Узденский, Рыбаков и партнеры»
«Портфолио» для осужденного
Уголовно-исполнительное право
Особенности правового сопровождения отбывания наказания в виде лишения свободы
20 августа 2024
Овчинников Владимир
Овчинников Владимир
Адвокат АП Ставропольского края, член Союза журналистов РФ
Равноправие сторон – реальность или иллюзия?
Уголовное право и процесс
Какие изменения, касающиеся отвода защитника от участия в уголовном деле, целесообразно внести в УПК
16 августа 2024
Хмыров Ростислав
Хмыров Ростислав
Вице-президент АП Краснодарского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП КК, член Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов, председатель КА «Хмыров, Валявский и партнеры», к.ю.н.
Свидетельский иммунитет – не только адвокатам
Уголовное право и процесс
Только ли при производстве обыска, осмотра и выемки существует риск нарушения адвокатской тайны?
14 августа 2024
Шишкин Роман
Шишкин Роман
Адвокат АП Московской области, налоговый адвокат МКА «Филиппов и партнеры», к.ю.н.
Дробление бизнеса – не всегда злоупотребление
Налоговое право
Что может помочь налогоплательщику добиться положительного результата в споре с налоговым органом
08 августа 2024
Песецкая Дарья
Песецкая Дарья
Адвокат АП Санкт-Петербурга, Адвокатский кабинет Песецкой Д.И.
По «волнам» санкционных ограничений
Международное право
Российский бизнес во многом адаптировался к «санкционной реальности», однако расслабляться не стоит
07 августа 2024
Яндекс.Метрика