×

Условия отсрочки и освобождения от призыва предлагается уточнить

Проекты по совершенствованию Закона о мобилизационной подготовке и мобилизации
Матюнин Олег
Матюнин Олег
Адвокат АП г. Москвы, управляющий партнер АБ г. Москвы «Матюнины и Партнеры», председатель комиссии Гильдии российских адвокатов по защите и безопасности бизнеса

С момента объявления в РФ частичной мобилизации (21 сентября 2022 г.) в Госдуму были внесены 15 законопроектов, предусматривающих как новые основания для отсрочки и освобождения от призыва по мобилизации, так и некоторые изменения действующих оснований. Из них один проект (№ 201778-8 от 28 сентября 2022 г.) возвращен субъекту законодательной инициативы, два находятся на предварительном рассмотрении, 12 подготовлены к первому чтению.

Из содержания законопроектов в целом усматривается стремление законодателя:

  • закрепить категории военнообязанных, подлежащих призыву в рамках частичной мобилизации;
  • установить самостоятельные перечни оснований для отсрочки и освобождения от призыва по частичной мобилизации, предусмотрев среди них ряд новых обстоятельств;
  • смягчить основания отсрочки, связанные с многодетностью и инвалидностью;
  • учесть семейные и прочие обстоятельства, не имеющие в настоящее время в отношении мобилизации юридического значения.

В частности, предлагается освободить от призыва:

  • в случае любой мобилизации – лиц, у которых близкий родственник погиб или умер в связи с исполнением воинских обязанностей в период мобилизации (законопроект № 210488-8 от 11 октября 2022 г.);
  • в рамках частичной мобилизации:
    • лиц, имеющих ученую степень (законопроекты № 259823-8 от 16 декабря 2022 г. и № 220935-8 от 25 октября 2022 г.);
    • тех, кто не проходил военную службу (законопроект № 220951-8 от 25 октября 2022 г.).

Законопроектом № 214382-8 от 17 октября 2022 г. в случае частичной мобилизации предлагается призывать в первую очередь:

  • проходящих военную службу в Войсках национальной гвардии РФ; в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО; в СВР РФ, ФСБ, ФСО, военной прокуратуре, военных следственных органах СКР и ГУСП; в воинских подразделениях ФПС;
  • уволенных с военной службы и зачисленных в запас Вооруженных Сил РФ (такое же предложение содержится в законопроекте № 206845-8 от 6 октября 2022 г.).

Для отсрочки от призыва по мобилизации предлагаются новые основания:

  • на иждивении у призываемого находится ребенок-инвалид, независимо от количества детей в семье (законопроект № 224833-8 от 31 октября 2022 г.). В законопроекте № 205732-8 от 4 октября 2022 г. формулировка уточнена: призываемый является родителем, усыновителем, опекуном или попечителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы, за которым осуществляет уход;
  • у призываемого имеется единственный родитель в возрасте, дающем право на трудовую пенсию по старости, и другие дети у такого родителя отсутствуют (законопроект № 224850-8 от 31 октября 2022 г.).

Кроме того, в ст. 18 Закона о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ (далее – Закон) в перечне оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, связанных с наличием у призываемого детей (подп. 4 и 4.1 п. 1), предлагается увеличить их возраст с 16 до 18 лет (законопроект № 231598-8 от 9 ноября 2022 г.). Законопроектом № 201632-8 от 28 сентября 2022 г. дополнительно в тех же пунктах предлагается:

  • указать при упоминании нескольких детей новую категорию – в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • снизить количество детей у призываемого с четырех до трех (подп. 4 п. 1) и с трех до двух (подп. 4.1 п. 1).

Помимо этого, законодатель предлагает предоставлять отсрочку следующим категориям граждан (законопроект № 278782-8 от 17 января 2023 г.):

  • зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей или являющимся единственными участниками обществ с ограниченной ответственностью, у которых среднесписочная численность работников за шесть месяцев, предшествующих мобилизации, составляла пять и более человек и которые не имеют задолженности по выплате зарплаты и уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • являющимся главами крестьянских (фермерских) хозяйств.

Проектами предусмотрены также новые основания для отсрочки от призыва, предлагаемые для случаев объявления частичной мобилизации:

  • воинское звание рядового и сержантского состава в возрасте старше 35 лет, звание младшего офицера в возрасте старше 50 лет, звание старшего офицера в возрасте старше 55 лет (проект № 206845-8);
  • прохождение воинской службы по призыву (проект № 206845-8);
  • прохождение альтернативной гражданской службы (проект № 214382-8);
  • призываемый является сыном или родным братом военнослужащего, погибшего или умершего (в том числе позднее) в связи с исполнением обязанностей военной службы, в том числе в период военных сборов (законопроекты № 203675-8 от 1 октября 2022 г. и № 206845-8, а также № 214382-8, которым из числа умерших, погибших предлагается исключить лиц, проходивших военную службу по контракту);
  • наличие у военнообязанного мобилизованного члена семьи (проект № 203675-8);
  • призываемый признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья (проект № 214382-8);
  • призываемый признан временно не годным к военной службе по состоянию здоровья (отсрочка может длиться до года) (проект № 214382-8). В настоящее время такое основание предусмотрено в ст. 18 Закона, но срок отсрочки меньше – до шести месяцев;
  • призываемый является единственным сыном (дочерью) одинокого родителя (законопроекты № 203675-8 и 206845-8).

Разрабатывая новые основания для отсрочки от призыва по мобилизации, авторы проектов много внимания уделили переработке оснований, связанных с трудными семейными обстоятельствами, указанными в подп. 3, 4, 4.1 и 5 п. 1 ст. 18 Закона.

Кроме того, предложено учитывать в качестве основания отсрочки от призыва по частичной мобилизации наличие у призываемого ребенка-инвалида или инвалида с детства. При этом варианты условий в разных проектах указаны по-разному:

  • имеется на иждивении ребенок-инвалид, инвалид с детства (проект № 206845-8);
  • имеется ребенок-инвалид в возрасте до трех лет (проект № 214382-8);
  • призываемый является родителем, усыновителем, опекуном или попечителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства первой группы и ухаживает за ним (проект № 214382-8);
  • является единственным кормильцем семьи, в которой имеются дети-инвалиды (проект № 203675-8).

В ситуации ухода за нетрудоспособным близким человеком (подп. 3 п. 1 ст. 18 Закона) применительно к частичной мобилизации предлагается добавить следующие условия: лица, за которыми ведется уход, не находятся на полном гособеспечении (проект № 214382-8); у призываемого имеется постоянное место работы (проект № 203675-8).

Кроме того, законопроектом № 214382-8 в качестве оснований отсрочки от призыва в рамках частичной мобилизации в отдельно проектируемом пункте ст. 18 Закона повторяются основания, закрепленные в подп. 1, 3.1, 5 п. 1 ст. 18 Закона, а также относящийся к женщинам факт беременности от 22-х недель, указанный в подп. 4 п. 1 той же статьи. Тем же законопроектом в новом пункте об отсрочке от призыва по частичной мобилизации повторяется содержание п. 2 ст. 18 Закона.

Случаи многодетности как основание для отсрочки от призыва в рамках частичной мобилизации тоже сформулированы иначе:

  • вместо четырех и более детей в возрасте до 16 лет предлагается указывать трех и более несовершеннолетних детей (т.е. до 18 лет) (проект № 214382-8). Другим законопроектом предлагается снизить необходимое для предоставления отсрочки количество детей до трех, оставив без изменений их возраст – 16 лет (законопроект № 291438-8 от 6 февраля 2023 г.);
  • вместо трех детей в возрасте до 16 лет, находящихся на иждивении, и жены, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, предлагается указать двух и более несовершеннолетних детей при том же условии о беременности супруги (проект № 214382-8);
  • в законопроекте № 203675-8 к указанным основаниям добавлена в скобках новая категория детей – в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Случаи воспитания ребенка одним родителем (в настоящее время учитывается, когда на иждивении и воспитании без матери находятся дети в возрасте до 16 лет) предлагается закрепить следующим образом:

  • есть ребенок, воспитываемый без отца или матери (проект № 214382-8);
  • на иждивении находится и воспитывается без матери или отца один ребенок и более в возрасте до 18 лет (проект № 203675-8).

Основание отсрочки от призыва по мобилизации женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет, предлагается применительно к частичной мобилизации изменить, повысив возраст детей до 18 лет (проект № 203675-8).

Основание отсрочки от призыва по мобилизации граждан, имеющих многодетную мать (действующая формулировка «матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа»), применительно к частичной мобилизации предлагается изменить следующим образом: «Матери которых кроме них имеют трех и более детей в возрасте до восьми лет или ребенка-инвалида, инвалида детства и воспитывают их без мужа» (проект № 206845-8).

Разработчики законопроектов № 259823-8, 214382-8, 203675-8, 206845-8 (в различных формулировках и с разной степенью детализации нормативных положений) уделили внимание необходимости предоставления отсрочки от призыва в рамках частичной мобилизации студентам, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения в имеющим госаккредитацию образовательных организаций, а также духовных образовательных организаций. Кроме того, проектом № 259823-8 предлагается закрепить право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации на период обучения в аспирантуре, а также на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более года после окончания аспирантуры.

Отмечу и другие интересные, на мой взгляд, предложения законодателя:

  • разрешить не получившим повестку гражданам, имеющим отсрочку, выезд с места жительства без специального разрешения (проект № 206845-8);
  • за гражданами, призванными в рамках частичной мобилизации, закрепить статус лиц, проходящих военную службу по контракту (проект № 206845-8);
  • исключить членов Совета Федерации и депутатов Госдумы из числа граждан, имеющих право отсрочки призыва по мобилизации (законопроект № 214382-8).

Особо отмечу законопроект № 292638-8 от 8 февраля 2023 г., не содержащий оснований для предоставления отсрочек и освобождения от прохождения военной службы в рамках мобилизации. Идея данного проекта состоит в закреплении обязанности призывных комиссий по мобилизации граждан руководствоваться нормативными правовыми актами (по перечню), а также приказами и директивами Министра обороны РФ, директивами и указаниями Генерального штаба. Такая формулировка, по мнению разработчиков проекта, обяжет призывные комиссии «исполнять руководящие предписания Генерального штаба ВС РФ по вопросам мобилизации, что исключит необоснованные отказы призывных комиссий в предоставлении отсрочки гражданам, имеющим на иждивении троих детей, снимет социальную напряженность среди многодетных семей мобилизованных и в целом повысит авторитет Вооруженных Сил России».

Что касается призыва на военную службу в целом, отмечу законопроект № 225915-8 от 1 ноября 2022 г., авторы которого предлагают предоставить гражданам, завершившим обучение в образовательных организациях по имеющим госаккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, возможность повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва для продолжения обучения в образовательных и научных организациях по имеющим госаккредитацию программам бакалавриата и специалитета.

Рассказать:
Другие мнения
Коваль Юрий
Коваль Юрий
Адвокат АП г. Москвы
Защита бизнеса от заградительных тарифов банков
Арбитражный процесс
ВС обратил внимание на проблему использования банками публичного статуса в их интересах
12 ноября 2024
Лазарев Константин
Лазарев Константин
Адвокат АП г. Москвы, руководитель направления «Уголовное право» КА «Thema Legal»
Предъявление обвинения стоит делегировать прокурору
Уголовное право и процесс
«Предрешенность» ходатайств об избрании меры пресечения в виде стражи: пути решения проблемы
06 ноября 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Проблемы применения ч. 1 ст. 219 УПК
Уголовное право и процесс
О необоснованном использовании нормы для продолжения расследования после объявления об окончании следствия
05 ноября 2024
Китайгородский Евгений
Китайгородский Евгений
Генеральный директор «Союза лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебных экспертиз и судебных экспертных исследований “Палата судебных экспертов имени Ю. Г. Корухова”»
Знания эксперта должны быть в приоритете
Производство экспертизы
О необходимости формирования системы проверки специальных знаний в сфере судебно-экспертной деятельности
25 октября 2024
Крупочкин Олег
Конституционность – прежде всего
Конституционное право
К вопросу о презумпции невиновности в производстве по делам об административных правонарушениях
24 октября 2024
Иванов Сергей
Ответственность за недобросовестное заключение
Производство экспертизы
Для защиты прав граждан при проведении судебных экспертиз требуются более эффективные инструменты
22 октября 2024
Яндекс.Метрика