×

Условия отсрочки и освобождения от призыва предлагается уточнить

Проекты по совершенствованию Закона о мобилизационной подготовке и мобилизации
Матюнин Олег
Матюнин Олег
Адвокат АП г. Москвы, управляющий партнер АБ г. Москвы «Матюнины и Партнеры», председатель комиссии Гильдии российских адвокатов по защите и безопасности бизнеса

С момента объявления в РФ частичной мобилизации (21 сентября 2022 г.) в Госдуму были внесены 15 законопроектов, предусматривающих как новые основания для отсрочки и освобождения от призыва по мобилизации, так и некоторые изменения действующих оснований. Из них один проект (№ 201778-8 от 28 сентября 2022 г.) возвращен субъекту законодательной инициативы, два находятся на предварительном рассмотрении, 12 подготовлены к первому чтению.

Из содержания законопроектов в целом усматривается стремление законодателя:

  • закрепить категории военнообязанных, подлежащих призыву в рамках частичной мобилизации;
  • установить самостоятельные перечни оснований для отсрочки и освобождения от призыва по частичной мобилизации, предусмотрев среди них ряд новых обстоятельств;
  • смягчить основания отсрочки, связанные с многодетностью и инвалидностью;
  • учесть семейные и прочие обстоятельства, не имеющие в настоящее время в отношении мобилизации юридического значения.

В частности, предлагается освободить от призыва:

  • в случае любой мобилизации – лиц, у которых близкий родственник погиб или умер в связи с исполнением воинских обязанностей в период мобилизации (законопроект № 210488-8 от 11 октября 2022 г.);
  • в рамках частичной мобилизации:
    • лиц, имеющих ученую степень (законопроекты № 259823-8 от 16 декабря 2022 г. и № 220935-8 от 25 октября 2022 г.);
    • тех, кто не проходил военную службу (законопроект № 220951-8 от 25 октября 2022 г.).

Законопроектом № 214382-8 от 17 октября 2022 г. в случае частичной мобилизации предлагается призывать в первую очередь:

  • проходящих военную службу в Войсках национальной гвардии РФ; в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО; в СВР РФ, ФСБ, ФСО, военной прокуратуре, военных следственных органах СКР и ГУСП; в воинских подразделениях ФПС;
  • уволенных с военной службы и зачисленных в запас Вооруженных Сил РФ (такое же предложение содержится в законопроекте № 206845-8 от 6 октября 2022 г.).

Для отсрочки от призыва по мобилизации предлагаются новые основания:

  • на иждивении у призываемого находится ребенок-инвалид, независимо от количества детей в семье (законопроект № 224833-8 от 31 октября 2022 г.). В законопроекте № 205732-8 от 4 октября 2022 г. формулировка уточнена: призываемый является родителем, усыновителем, опекуном или попечителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы, за которым осуществляет уход;
  • у призываемого имеется единственный родитель в возрасте, дающем право на трудовую пенсию по старости, и другие дети у такого родителя отсутствуют (законопроект № 224850-8 от 31 октября 2022 г.).

Кроме того, в ст. 18 Закона о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ (далее – Закон) в перечне оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, связанных с наличием у призываемого детей (подп. 4 и 4.1 п. 1), предлагается увеличить их возраст с 16 до 18 лет (законопроект № 231598-8 от 9 ноября 2022 г.). Законопроектом № 201632-8 от 28 сентября 2022 г. дополнительно в тех же пунктах предлагается:

  • указать при упоминании нескольких детей новую категорию – в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • снизить количество детей у призываемого с четырех до трех (подп. 4 п. 1) и с трех до двух (подп. 4.1 п. 1).

Помимо этого, законодатель предлагает предоставлять отсрочку следующим категориям граждан (законопроект № 278782-8 от 17 января 2023 г.):

  • зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей или являющимся единственными участниками обществ с ограниченной ответственностью, у которых среднесписочная численность работников за шесть месяцев, предшествующих мобилизации, составляла пять и более человек и которые не имеют задолженности по выплате зарплаты и уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • являющимся главами крестьянских (фермерских) хозяйств.

Проектами предусмотрены также новые основания для отсрочки от призыва, предлагаемые для случаев объявления частичной мобилизации:

  • воинское звание рядового и сержантского состава в возрасте старше 35 лет, звание младшего офицера в возрасте старше 50 лет, звание старшего офицера в возрасте старше 55 лет (проект № 206845-8);
  • прохождение воинской службы по призыву (проект № 206845-8);
  • прохождение альтернативной гражданской службы (проект № 214382-8);
  • призываемый является сыном или родным братом военнослужащего, погибшего или умершего (в том числе позднее) в связи с исполнением обязанностей военной службы, в том числе в период военных сборов (законопроекты № 203675-8 от 1 октября 2022 г. и № 206845-8, а также № 214382-8, которым из числа умерших, погибших предлагается исключить лиц, проходивших военную службу по контракту);
  • наличие у военнообязанного мобилизованного члена семьи (проект № 203675-8);
  • призываемый признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья (проект № 214382-8);
  • призываемый признан временно не годным к военной службе по состоянию здоровья (отсрочка может длиться до года) (проект № 214382-8). В настоящее время такое основание предусмотрено в ст. 18 Закона, но срок отсрочки меньше – до шести месяцев;
  • призываемый является единственным сыном (дочерью) одинокого родителя (законопроекты № 203675-8 и 206845-8).

Разрабатывая новые основания для отсрочки от призыва по мобилизации, авторы проектов много внимания уделили переработке оснований, связанных с трудными семейными обстоятельствами, указанными в подп. 3, 4, 4.1 и 5 п. 1 ст. 18 Закона.

Кроме того, предложено учитывать в качестве основания отсрочки от призыва по частичной мобилизации наличие у призываемого ребенка-инвалида или инвалида с детства. При этом варианты условий в разных проектах указаны по-разному:

  • имеется на иждивении ребенок-инвалид, инвалид с детства (проект № 206845-8);
  • имеется ребенок-инвалид в возрасте до трех лет (проект № 214382-8);
  • призываемый является родителем, усыновителем, опекуном или попечителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства первой группы и ухаживает за ним (проект № 214382-8);
  • является единственным кормильцем семьи, в которой имеются дети-инвалиды (проект № 203675-8).

В ситуации ухода за нетрудоспособным близким человеком (подп. 3 п. 1 ст. 18 Закона) применительно к частичной мобилизации предлагается добавить следующие условия: лица, за которыми ведется уход, не находятся на полном гособеспечении (проект № 214382-8); у призываемого имеется постоянное место работы (проект № 203675-8).

Кроме того, законопроектом № 214382-8 в качестве оснований отсрочки от призыва в рамках частичной мобилизации в отдельно проектируемом пункте ст. 18 Закона повторяются основания, закрепленные в подп. 1, 3.1, 5 п. 1 ст. 18 Закона, а также относящийся к женщинам факт беременности от 22-х недель, указанный в подп. 4 п. 1 той же статьи. Тем же законопроектом в новом пункте об отсрочке от призыва по частичной мобилизации повторяется содержание п. 2 ст. 18 Закона.

Случаи многодетности как основание для отсрочки от призыва в рамках частичной мобилизации тоже сформулированы иначе:

  • вместо четырех и более детей в возрасте до 16 лет предлагается указывать трех и более несовершеннолетних детей (т.е. до 18 лет) (проект № 214382-8). Другим законопроектом предлагается снизить необходимое для предоставления отсрочки количество детей до трех, оставив без изменений их возраст – 16 лет (законопроект № 291438-8 от 6 февраля 2023 г.);
  • вместо трех детей в возрасте до 16 лет, находящихся на иждивении, и жены, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, предлагается указать двух и более несовершеннолетних детей при том же условии о беременности супруги (проект № 214382-8);
  • в законопроекте № 203675-8 к указанным основаниям добавлена в скобках новая категория детей – в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Случаи воспитания ребенка одним родителем (в настоящее время учитывается, когда на иждивении и воспитании без матери находятся дети в возрасте до 16 лет) предлагается закрепить следующим образом:

  • есть ребенок, воспитываемый без отца или матери (проект № 214382-8);
  • на иждивении находится и воспитывается без матери или отца один ребенок и более в возрасте до 18 лет (проект № 203675-8).

Основание отсрочки от призыва по мобилизации женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет, предлагается применительно к частичной мобилизации изменить, повысив возраст детей до 18 лет (проект № 203675-8).

Основание отсрочки от призыва по мобилизации граждан, имеющих многодетную мать (действующая формулировка «матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа»), применительно к частичной мобилизации предлагается изменить следующим образом: «Матери которых кроме них имеют трех и более детей в возрасте до восьми лет или ребенка-инвалида, инвалида детства и воспитывают их без мужа» (проект № 206845-8).

Разработчики законопроектов № 259823-8, 214382-8, 203675-8, 206845-8 (в различных формулировках и с разной степенью детализации нормативных положений) уделили внимание необходимости предоставления отсрочки от призыва в рамках частичной мобилизации студентам, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения в имеющим госаккредитацию образовательных организаций, а также духовных образовательных организаций. Кроме того, проектом № 259823-8 предлагается закрепить право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации на период обучения в аспирантуре, а также на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более года после окончания аспирантуры.

Отмечу и другие интересные, на мой взгляд, предложения законодателя:

  • разрешить не получившим повестку гражданам, имеющим отсрочку, выезд с места жительства без специального разрешения (проект № 206845-8);
  • за гражданами, призванными в рамках частичной мобилизации, закрепить статус лиц, проходящих военную службу по контракту (проект № 206845-8);
  • исключить членов Совета Федерации и депутатов Госдумы из числа граждан, имеющих право отсрочки призыва по мобилизации (законопроект № 214382-8).

Особо отмечу законопроект № 292638-8 от 8 февраля 2023 г., не содержащий оснований для предоставления отсрочек и освобождения от прохождения военной службы в рамках мобилизации. Идея данного проекта состоит в закреплении обязанности призывных комиссий по мобилизации граждан руководствоваться нормативными правовыми актами (по перечню), а также приказами и директивами Министра обороны РФ, директивами и указаниями Генерального штаба. Такая формулировка, по мнению разработчиков проекта, обяжет призывные комиссии «исполнять руководящие предписания Генерального штаба ВС РФ по вопросам мобилизации, что исключит необоснованные отказы призывных комиссий в предоставлении отсрочки гражданам, имеющим на иждивении троих детей, снимет социальную напряженность среди многодетных семей мобилизованных и в целом повысит авторитет Вооруженных Сил России».

Что касается призыва на военную службу в целом, отмечу законопроект № 225915-8 от 1 ноября 2022 г., авторы которого предлагают предоставить гражданам, завершившим обучение в образовательных организациях по имеющим госаккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, возможность повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва для продолжения обучения в образовательных и научных организациях по имеющим госаккредитацию программам бакалавриата и специалитета.

Рассказать:
Другие мнения
Антонова Екатерина
Антонова Екатерина
Адвокат АП Краснодарского края, КА «Антонова и партнеры»
ВС предложил новую модель апелляционного обжалования в гражданском процессе
Гражданское право и процесс
Эффект от нововведений может носить двоякий характер
15 июля 2024
Березина Марина
Березина Марина
Адвокат АП г. Москвы, МГКА «Новиков и партнеры»
Банкротство по новым правилам
Арбитражный процесс
Изменения, которые можно оценить положительно, и вопросы, представляющиеся спорными
01 июля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ С.В. Авксентьевой
«Отпуск» за собственный счет?
Гражданское право и процесс
Правомерность начисления частными детсадами платы за услуги в период отсутствия воспитанника
25 июня 2024
Лапшина Анна
Лапшина Анна
Старший юрист практики IP и IT BIRCH LEGAL
«Два нарушения по цене одного»
Право интеллектуальной собственности
Почему проект поправок в ст. 1515 ГК требует существенной доработки
25 июня 2024
Антонова Екатерина
Антонова Екатерина
Адвокат АП Краснодарского края, КА «Антонова и партнеры»
Судебную защиту для бизнеса предлагается упростить
Арбитражный процесс
О законодательной инициативе передать споры с участием самозанятых лиц и ИП в арбитражные суды
20 июня 2024
Михайловская Елена
Михайловская Елена
Адвокат АП Московской области, советник уголовно-правовой практики ALLIANCE LEGAL CG
Правовые последствия для операторов в случае утечки персональных данных
Производство по делам об административных правонарушениях
Законопроектные инициативы
20 июня 2024
Яндекс.Метрика