Как ранее писала «АГ», Судебный департамент при Верховном Суде РФ опубликовал сводную статистику деятельности российских судов за 2024 г.
Статистические данные о работе судов общей юрисдикции служат эффективным способом оценки и анализа перспектив уголовно-правового конфликта, что, несомненно, помогает в ходе защиты прав доверителей по уголовным делам. Такие официальные данные Судебного департамента позволяют прогнозировать процессуальное поведение правоприменителя, а также замечать соответствующие тенденции судебной практики по отдельно взятым вопросам, но в контексте большого количества рассмотренных дел и разрешенных ситуаций.
С профессиональной точки зрения особенно интересно наблюдать за направлением правоприменительной практики, которое задается кассационными и надзорными инстанциями, формирующими правовые позиции, используемые в ежедневной деятельности судов нижестоящих инстанций при отправлении правосудия по уголовным делам.
Прежде всего обращают на себя внимания общие данные о количестве кассационных жалоб и представлений, поступивших за отчетный период1. Так, в минувшем году в суды поступило 117 740 подобных обращений (для сравнения – в 2023 г. их количество составляло 140 395). Снижение показателей может быть связано с различными факторами, основные из которых, на мой взгляд, – снижение общего количества уголовных дел, находящихся в производстве судов общей юрисдикции, а также принятие заявителями идеи о назначении проверочной инстанции как исключительного и экстраординарного способа проверки решения суда. Так, в 2023 г. всего было рассмотрено 98 4322 жалобы и представления, а в 2024 г. – 88 5133.
Примечательно, что при отмене обвинительного приговора кассационная инстанция в прошлом году чаще передавала уголовные дела на новое судебное рассмотрение. В частности, в 1695 случаях отмены обвинительного приговора 1467 дел переданы на новое рассмотрение, что составляет 86,55%, и только 69 раз (4,07%) отмена приговора сопровождалась прекращением дела по реабилитирующим основаниям и 99 раз (5,84%) –возвращением дела прокурору4. Для наглядности в 2023 г. 2032 раза (87,97%) обвинительный приговор отменялся с передачей дела на новое рассмотрение, 85 (3,68%) – ввиду прекращения дела по реабилитирующим основаниям и 131 (5,67%) – в связи с возвращением дела прокурору при общем количестве отмененных обвинительных приговоров – 23105.
Следовательно, наиболее популярным решением при отмене обвинительного приговора в кассационной инстанции является направление дела на новое рассмотрение, что вызывает дискуссии в правоприменительной практике применительно к конкретным казусам, поскольку, как правило, такое решение хотя и задает в последующем верный вектор рассмотрения дела, но не всегда достигает задач (целей) как кассационного производства, так и уголовного судопроизводства в целом.
Кроме того, анализируемые данные демонстрируют, что в суде кассационной инстанции в случаях изменения обвинительных приговоров чаще смягчаются наказания, когда квалификация остается без изменения. К примеру, в 2024 г. в 2456 случаях изменения подобных решений 2005 раз суд приходил к выводу о необходимости смягчить назначенное наказание6.
Практическую ценность представляют показатели оснований к отмене или изменению приговора. В частности, в прошлом году, как и годом ранее, самым распространенным основанием для отмены было существенное нарушение уголовного закона (3471 в 2024 г. и 4536 в 2023-м), на втором месте – существенное нарушение уголовно-процессуального закона (1840 в 2024 г. и 2993 в 2023 г.)7. Это дает основания полагать, что суды кассационной инстанции чаще выявляют ошибки и нарушения, связанные с неправильным применением и толкованием уголовного закона.
Данные об отмене обвинительных приговоров относительно конкретных составов преступления также представляют особый интерес. В частности, в 2023 г. обжаловано 1125 приговоров и решений по делам о преступлениях против интересов службы (в том числе при злоупотреблении должностными полномочиями или превышении должностных полномочий), из них в 62 случаях кассационный суд принял решение об отмене приговора, из которых семь – с правом на реабилитацию8. В минувшем году обжаловано 1060 приговоров и решений по указанной категории дел, из них в 54 случаях суд отменил обвинительный приговор, из которых пять – по реабилитирующим основаниям9. Безусловно, случаи принятия решений реабилитирующего характера в проверочной инстанции, тем более в кассационной, – скорее редкость и исключение, чем закономерность, о чем говорят, собственно, и данные статистики. Вместе с тем они показывают профессиональному сообществу, что добиться реабилитации подзащитного в кассационной инстанции – хотя и сложная, но возможная процессуальная задача.
Примечателен также процент возвращения уголовных дел при отмене обвинительных приговоров в контексте конкретных кассационных судов общей юрисдикции. Так, в 2024 г. вероятность возвращения дела при отмене обвинительного приговора Первым кассационным судом общей юрисдикции составила 6,33%, поскольку в 237 случаях отмены приговора 15 решений было о возвращении дела прокурору.
Примерно такие данные наблюдаются и по делам, рассмотренным Вторым кассационным судом общей юрисдикции. Например, в 149 случаях отмены обвинительного приговора
9 решений были о возвращении дела прокурору, что соответствует 6,04%10. Между тем в 2023 г. вероятность возвращения дела прокурору при отмене обвинительного приговора Первым КСОЮ была выше и составляла 7,21% (24 решения о возвращения дела прокурору в 333 случаях отмены обвинительного приговора). Однако Второй КСОЮ в 2023 г. реже возвращал дела прокурору, когда принимал решение об отмене обвинительного приговора – 9 раз из 224 случаев отмены (4,02%)11.
Даже без анализа и изучения статистических данных о движении дел в надзорной инстанции профессиональному сообществу известно, что в этой инстанции жалобы рассматриваются редко. Это в первую очередь обусловлено предназначением проверочной инстанции. Стоит отметить, что показатели Судебного департамента подтверждают данный тезис, ведь, к примеру, в 2024 г. рассмотрено 20 надзорных жалоб и представлений (по числу лиц)12. Для сравнения – в 2023 г. количество таких жалоб и представлений составляло 5913.
Показательно, что больше всего надзорных жалоб и представлений в минувшем году было подано по делам об убийстве без смягчающих обстоятельств (7), что составляет 35% от общего количества всех поданных за отчетный период надзорных жалоб, представлений14. Следует заметить, что в 2023 г. подано 11 жалоб и представлений по делам об убийстве без смягчающих обстоятельств, что соответствует 18,64% от общего количества всех поданных жалоб15.
Таким образом, статистические данные – важный инструмент при защите прав и представлении интересов доверителей по уголовным делам. Использование таких данных способно помочь при поиске ответов на множество вопросов, касающихся перспектив уголовного преследования, которые возникают как у адвокатов, так и у доверителей. Однако следует учитывать, что статистика непостоянна, т.е. подвержена изменениям, происходящим на практике. Поэтому в ходе защиты прав, особенно прав подозреваемых и обвиняемых, статистика не должна выступать в качестве ограничивающего или сдерживающего фактора, ведь практика, как и статистика, формируется во многом благодаря кропотливой, добросовестной работе профессионалов.
1 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке за 12 месяцев 2023 и 2024 гг., раздел 1 графа 2.
2 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке за 12 месяцев 2023 г., раздел 1 графа 8.
3 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке за 12 месяцев 2024 г., раздел 1 графа 8.
4 Там же, раздел 3 графы 1–7.
5 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке за 12 месяцев 2023 г., раздел 3 графы 1–7.
6 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке за 12 месяцев 2024 г., раздел 3 графы 11, 14.
7 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке за 12 месяцев 2023 и 2024 гг., раздел 4 графы 45, 46.
8 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке за 12 месяцев 2023 г., раздел 4 графы 1, 3, 8.
9 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке за 12 месяцев 2024 г., раздел 4 графы 1, 3, 8.
10 Там же, раздел 9 графы 5 и 8.
11 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке за 12 месяцев 2023 г., раздел 9 графы 5 и 8.
12 Отчет о работе ВС по рассмотрению уголовных дел в надзорном порядке за 12 месяцев 2024 г., раздел 2 графа 20.
13 Отчет о работе ВС по рассмотрению уголовных дел в надзорном порядке за 12 месяцев 2023 г., раздел 2 графа 20.
14 Отчет о работе ВС по рассмотрению уголовных дел в надзорном порядке за 12 месяцев 2024 г., раздел 4 графа 1.
15 Отчет о работе ВС по рассмотрению уголовных дел в надзорном порядке за 12 месяцев 2023 г., раздел 4 графа 1.