30 июля Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 765480-7, касающийся административной ответственности за нарушения правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, предусмотренной ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Как указано в пояснительной записке, проект подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 18 января 2019 г. № 5-П.
Выводы КС
Как ранее писала «АГ», в указанном постановлении КС отметил, что государство несет ответственность за состояние автомобильных дорог. Именно для исполнения обязанности по их сохранности в РФ был введен особый режим эксплуатации тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Одним из средств, призванных обеспечить соблюдение правил движения таких автомобилей, является административная ответственность, предусмотренная ст. 12.21.1 КоАП.
Суд подчеркнул, что в ч. 1, 2, 3 и 6 указанной нормы штраф для собственников тяжеловесных и крупногабаритных ТС установлен в твердом размере и в значительной сумме. При этом дифференциация размера штрафа не предусмотрена, что, как полагает КС, объективно усиливает его карательное воздействие. Суд сделал вывод, что указанные нормы КоАП не соответствуют Конституции, поскольку в случае фиксации административных правонарушений в автоматическом режиме при помощи фото- и видеозаписи устанавливают штраф для собственников тяжеловесных и крупногабаритных ТС в размере, равном максимальному штрафу для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренному соответствующей частью той же статьи.
Конституционный Суд пояснил, что, установив указанный штраф для всех собственников большегрузов, законодатель фактически ввел презумпцию осуществления таким лицом предпринимательской деятельности без надлежащей регистрации, даже если тот, не имея статуса ИП, использует свое транспортное средство для личных нужд. Суд согласился с разумностью данного подхода, поскольку наличие в собственности физлица тяжеловесного или крупногабаритного ТС с высокой долей вероятности говорит о его использовании именно для предпринимательской деятельности. В постановлении отмечается, что введение дифференцированной административной ответственности для гражданина – в зависимости от того, зарегистрирован ли он как ИП или нет, – стало бы недопустимым стимулом к занятию предпринимательской деятельностью без статуса ИП.
Вместе с тем Суд указал, что эта презумпция не позволяет гражданину ссылаться на то, что в момент выявления правонарушения принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд. Из этого, как отмечается в документе, следует, что данная презумпция приобретает неопровержимый характер, «перерастая из презумпции в правовую аксиому, что не только не отвечает критериям справедливости, но и существенно ограничивает граждан в праве на защиту своих прав и свобод и тем самым не согласуется с требованиями Конституции».
На этом основании КС сделал вывод, что ч. 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.1 КоАП не соответствуют Конституции, поскольку допускают назначение штрафа в одинаковом размере вне зависимости от правовой природы субъекта правонарушения, из-за чего гражданин, не являющийся ИП, не имеет права доказывать, что в момент выявления правонарушения принадлежащее ему тяжеловесное или крупногабаритное ТС перевозило груз для личных нужд.
Предложенные поправки
Как указано в пояснительной записке, проектом предлагается ввести единую административную ответственность, вне зависимости от способа фиксации правонарушения. При этом размер санкции «соответствует минимальному установленному в настоящее время штрафу для юридических лиц».
Ранее соответствующие нормы предусматривали штраф не только для собственника или владельца большегруза, но и для его водителя. Законопроектом предлагается отменить санкции для водителей. В качестве цели в пояснительной записке указана необходимость обеспечения соблюдения именно собственником или владельцем ТС обязательных требований, направленных на сохранность и развитие дорог и недопущение ухудшения их состояния. При этом разработчики поправок отметили, что законодательство дает возможность водителю, грузоотправителю и собственнику (владельцу) большегруза распределить между ними ответственность, которая наступает в случае фиксации нарушения, в гражданско-правовом порядке. Вместе с тем размер штрафов по всем частям ст. 12.21.1 КоАП снижается.
Кроме того, КС в своем постановлении потребовал установить минимальную ответственность для собственников, которые при совершении правонарушения использовали большегруз в личных целях. Однако, как отмечено в пояснительной записке, «административная ответственность наступает в едином размере, вне зависимости от формы собственности на транспортное средство».
Авторы законопроекта, ссылаясь на статистику, указали, что 2017–2018 гг. в Росавтодор было подано только одно заявление о выдаче специального разрешения физлицу для движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и крупногабаритного автомобиля для личных нужд. При этом общее количество выданных разрешений за указанный период составляет 644 тыс.
Экспертное мнение
«Штрафы станут едиными, независимо от того, каким образом правонарушение выявлено, – в этой части постановление КС будет исполнено, – отметил старший партнер АБ “Яблоков и партнеры” Ярослав Самородов в комментарии “АГ”. – Однако законодатель заодно решил “закрыть лазейку”, которой пользовались собственники и владельцы: оформление штрафа на водителя, который в момент остановки обычно вдруг едет “по своим делам”. Теперь штрафы всегда будут выписываться на собственника (работодателя)». В этом аспекте эксперт согласился с выводами авторов проекта: водитель не может ехать «по своим делам» при надлежащем контроле работодателя.
Относительно суровости санкций адвокат отметил, что ремонт дороги, которую портят тяжеловесные автомобили, также недешев. «Согласование маршрутов существует для того, чтобы грузовики “не мяли” асфальт дорог, которые не рассчитаны для этого», – пояснил он.
Адвокат Нижегородского филиала МКА «Яковлев и Партнеры» Анна Бойцова обратила внимание, что штрафы для собственников большегрузов снижены, что отвечает интересам указанных лиц.
Однако, по ее мнению, проект нуждается в доработке. Эксперт пояснила, что документ устраняет санкции для водителей и перевозчиков, возлагая ответственность исключительно на собственника ТС. В последующем тот вправе потребовать возмещения убытков с недобросовестного водителя либо организации-перевозчика. «Представляется, что это приведет к усложнению гражданского оборота, поскольку даже в тех случаях, когда фактический перевозчик может быть установлен – в частности, при проверке документов перевозчика инспектором ГИБДД, – ответственность за правонарушение все равно будет возлагаться на собственника машины. Ему впоследствии придется обращаться к фактическому перевозчику с требованием компенсировать убытки», – полагает Анна Бойцова. Адвокат добавила, что полное исключение ответственности перевозчика нецелесообразно.
Кроме того, отметила эксперт, проект не в полной мере учитывает выводы КС. Так, Суд указал, что за совершение соответствующего правонарушения при использовании тяжеловесного автомобиля в личных целях необходимо установить штраф, равный минимальному штрафу для водителя. В этом случае под штрафом для водителя понимается санкция, взыскиваемая с него при совершении правонарушения в ходе использования ТС в предпринимательских целях. «Поскольку законопроект вовсе устраняет штрафы для водителей, создается правовая неопределенность в вопросе ответственности лица, использовавшего ТС в личных нуждах. Суды либо вовсе не будут привлекать указанных лиц к ответственности, либо будут руководствоваться ст. 3.5 КоАП, определяющей возможный штраф для физлица в размере до 5 тыс. руб.», – подытожила Анна Бойцова.