×

Дознавателей хотят наделить правом доступа к банковским сведениям о вкладах и счетах

Соответствующий законопроект разрабатывает МВД России в целях увеличения показателей возмещаемости ущерба по преступлениям, связанным с движением денежных средств по счетам граждан и юрлиц
Эксперты «АГ» по-разному оценили целесообразность законодательных изменений. По мнению одного из них, предлагаемые поправки явно излишни, недостаточно обоснованны и не смогут в полной мере гарантировать соблюдение тайны банковских вкладов. Другой полагает, что законопроект не решит проблему, ради которой он разработан, из-за чрезмерной нагрузки на дознавателей. Третий считает, что такие поправки возможны и обоснованны.

МВД России начало разработку законопроекта о внесении изменений в ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности. Поправки предусматривают наделение дознавателя правом запрашивать в кредитных организациях сведения о вкладах и счетах физлиц, операциях и счетах юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица.

Как следует из паспорта проекта, в настоящее время дознаватель не вправе получать справки о счетах лиц, не являющихся подозреваемыми (обвиняемыми) по уголовному делу, – такая прерогатива в рамках уголовного расследования закреплена исключительно за следователем. Отсутствие у дознавателя соответствующего полномочия, по мнению разработчиков проекта, влечет несвоевременное выполнение следственных действий по сбору доказательств, что существенно затрудняет установление виновного лица и нарушает права потерпевших на доступ к правосудию. Все это служит причиной низких показателей возмещаемости ущерба по преступлениям, связанным с движением денежных средств по счетам граждан и юрлиц (за 7 месяцев 2018 г. они составили только 14,8%, в 2017 году – 15,7%).

Партнер АБ «ЗКС» г. Москвы Алексей Новиков полагает, что в настоящее время полномочий у представителей различных правоохранительных органов более чем хватает. Эксперт считает, что дальнейшее их расширение нецелесообразно в связи с явными серьезными проблемами по их реализации. «Наоборот, необходимо уделить внимание проблемам, связанным с отсутствием должной эффективности от реализации полномочий, которыми уже наделены сотрудники», – заключил адвокат.

Эксперт указал на несостоятельность доводов о целесообразности законопроекта в части крайне невысокого процентного соотношения по количеству уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания, и направленных запросов по ним, так как в 2017 г. оно составило примерно 10%, а в текущем – 15%. «Инициатива по очередному расширению полномочий должностных лиц не направлена на соблюдение интересов потерпевших на доступ к правосудию, – пояснил Алексей Новиков. – Скорее, она является попыткой решить сложившуюся ситуацию без должного изучения проблематики».

Алексей Новиков заключил, что предлагаемые поправки явно излишни, недостаточно обоснованны и не смогут в полной мере гарантировать соблюдение тайны банковских вкладов.

Партнер АБ «ЗКС» Сергей Малюкин добавил к этому, что если общий порядок получения информации о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях предусматривает проведение выемки на основании судебного решения, то для следователя предусмотрено исключение из этого порядка, что также закреплено в Постановлении Пленума ВС РФ от 1 июня 2017 г. № 19: «На практике проблем с получением судебного решения, а также с последующим его исполнением у дознавателей, как и у следователей, не имеется».

Сергей Малюкин полагает, что принятие данного законопроекта кардинально не изменит ситуацию с низким процентом возмещения ущерба и не приведет к своевременности проведения следственных действий, поскольку их проведение напрямую зависит от нагрузки дознавателей, которая в настоящее время и так чрезмерна.

Вице-президент АП Ленинградской области Денис Лактионов отметил, что внесение комментируемых дополнений в ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности представляется возможным и допустимым. «Ее текущая редакция предусматривает право получения информации по операциям и счетам юрлиц и граждан следователями при наличии согласия руководителя следственного органа – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Представляется обоснованной возможность получения аналогичной информации не только ими, но и дознавателями, которые не упоминаются в данной статье закона», – пояснил Денис Лактионов.

Рассказать:
Яндекс.Метрика