Минюст России сообщил о работе над поправками в Закон об исполнительном производстве, которые направлены на устранение правовой неопределенности, связанной с невозможностью принудительного исполнения требований исполнительного документа при изъятии его правоохранительными органами.
Как указано в паспорте проекта, поводом для его разработки послужила проблема, касающаяся работы должностных лиц ФССП России. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве возбуждение исполнительного производства осуществляется на основании исполнительного документа, при этом возможность проведения исполнительных действий при отсутствии подлинника этого документа законом не предусмотрена. В то же время изъятие правоохранительными органами оригиналов исполнительных документов не является основанием для приостановления либо прекращения исполнительного производства и исполнительных действий.
В этой связи предлагается дополнить Закон положением о возможности приостановления исполнительного производства судом полностью или частично в случае изъятия в соответствии с УПК РФ исполнительных документов либо иных документов, находящихся в материалах исполнительного производства.
Председатель Ассоциации профессиональных взыскателей Вадим Супрун считает предлагаемые изменения необходимыми, так как они поспособствуют устранению коллизии, при которой исполнительный документ или производство целиком изымались правоохранительными органами, а процессуальных оснований приостановления действий не было.
«По факту пристав обязан вести производство далее, производить аресты имущества, совершать иные процессуально значимые действия, а также ходить в суды по обжалованию своих действий. Но практически он этого делать не может, поскольку непосредственно рабочих документов перед ним нет, а совершение действий по их копиям может привести к оспариванию этих действий в суде. Это порождает неудобство для пристава, а также может провоцировать злоупотребления с его стороны», – пояснил Вадим Супрун.
Однако советник юстиции РФ третьего класса Алексей Шарон придерживается другого мнения, полагая, что внесение таких дополнений избыточно. В частности, он отметил, что неясно, на какой срок будет приостанавливаться исполнительное производство в случае изъятия необходимых документов в рамках уголовных дел. При этом эксперт напомнил, что в настоящее время у суда имеется право приостановить исполнительное производство в случае оспаривания исполнительного документа до вступления в законную силу решения суда по такому иску.
«Непонятно, зачем следствию изымать документы из исполнительного производства, если судебный пристав-исполнитель исполняет судебное решение, которое общеобязательно для всех. Предлагаемое изменение может привести к возникновению коррупционных механизмов, позволяющих приостанавливать исполнение решения суда на неопределенный срок, что делает право на судебную защиту иллюзорной», – заключил Алексей Шарон.