×

Очевидные плюсы специализации в адвокатуре

4 апреля кафедра адвокатуры МГЮА совместно с ФПА РФ провели круглый стол «Специализация в адвокатуре как гарантия оказания квалифицированной юридической помощи»
Материал выпуска № 8 (409) 16-30 апреля 2024 года.
Фото: Павел Садчиков
Мероприятие состоялось в рамках XI Московского юридического форума «Формирование многополярного мира: вызовы и перспективы», организованного Московским государственным юридическим университетом им. О.Е. Кутафина (МГЮА) совместно с ИНИОН РАН при поддержке Ассоциации юристов России. Руководители секции адвокатуры – заведующая кафедрой адвокатуры МГЮА, президент ФПА РФ, к.ю.н., доцент Светлана Володина и заместитель заведующего кафедрой, к.ю.н. Дарья Шарапова. Участники круглого стола рассмотрели зарубежный опыт специализации в адвокатуре, различные подходы к специализации, соответствующие им требования и задачи, связанные со специализацией риски и повышенную ответственность, особенности специализации адвокатов в конкретных областях. Президент ФПА РФ Светлана Володина обобщила итоги: «Конечно, есть разные подходы в зависимости от городов-миллионников и маленьких палат. Разные требования, разные задачи. Конечно, специализация будет. При едином статусе адвокат сможет вести любые дела, а если он хочет в чем-то специализироваться, то должен для начала об этом заявлять, а потом это подтверждать».

Зарубежный опыт

«В России есть свой специалист, который хорошо знает зарубежный опыт. Это советник ФПА РФ Ольга Альбертовна Шварц», – отметила президент ФПА РФ Светлана Володина и вручила Ольге Шварц медаль ордена «За служение адвокатуре». «Несмотря на то что Вы не имеете статуса адвоката, на сегодняшнюю тему, на тему зарубежной адвокатуры, Вы нас обогащаете знаниями. Лучше Вас эту тему не знает никто!» – сказала Светлана Володина, обращаясь к Ольге Шварц.

Советник ФПА РФ посвятила свой доклад истории и видам специализации адвокатов за рубежом. Она напомнила, что изначально лишь четыре занятия могли называться профессиями и в их число входила юриспруденция. Спикер кратко остановилась на существовавших ограничениях на доступ к профессии, в первую очередь по принципу пола и расы, и объяснила, когда и при каких обстоятельствах эти ограничения стали исчезать. По мере расширения доступа к профессии между ее представителями начала расти конкуренция, в которой определенную роль стала играть специализация. Усиливающаяся специализация привела к появлению юрфирм-бутиков, занимающихся делами в очень узких областях права.

Сформировалась специализация не только по отраслям права, но и по категориям клиентов, когда одни адвокаты или юридические фирмы работают с физическими лицами, а другие – с юридическими. Такая форма специализации особенно распространена в США. По словам спикера, этические проблемы адвокатов, работающих с физическими и юридическими лицами, существенно различаются в силу того, что физические лица, как правило, не очень хорошо разбираются в юриспруденции и в основном полагаются на знания адвоката, тогда как юридические, нередко имеющие штатных юристов и других специалистов, могут оказывать давление на адвоката, указывая им, как вести дела.

Адвокат Федеративной Республики Германия Мария Дерра, участвуя в круглом столе дистанционно, рассказала, как ей удалось стать адвокатом в Германии, и раскрыла коллегам особенности адвокатской специализации в ФРГ. Так, в Германии существует 24 направления специализации для адвокатов, включая налоговое, трудовое, семейное, уголовное, банкротное, страховое, медицинское, арендное, дорожное, строительное и спортивное право. Максимально адвокат может специализироваться в трех отраслях.

Член правления Палаты адвокатов Республики Узбекистан Давронбек Саидов, участвовавший в круглом столе также дистанционно, перечислил очевидные плюсы специализации. В частности, она позволяет адвокатам более обоснованно и точно давать правовые советы, что увеличивает шансы на успех в судебных и внесудебных разбирательствах; организовать персонализированный подход к доверителю; сэкономить время, повысить эффективность юридической помощи. Он пояснил, что в Узбекистане нет отраслевой специализации адвокатов, как в Германии, а действует специализация, совпадающая со специализацией судов. Там существует два типа лицензий: первый –для представления интересов доверителей в гражданском и экономическом судопроизводстве, второй – для представления их интересов в административном и уголовном судопроизводстве.

Президент ФПА РФ Светлана Володина сообщила о том, что в работе круглого стола участвуют двое адвокатов, которым недавно присуждены ученые степени докторов юридического администрирования (они являлись докторантами совместной программы дополнительного профессионального образования Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ и ФПА РФ «Доктор юридического администрирования: управление адвокатским бизнесом». – Прим. ред.), и адвокат АП Московской области Арсен Багрян, которому 2 апреля текущего года диссертационный совет МГЮА присвоил ученую степень кандидата юридических наук (научный руководитель – заведующая кафедрой адвокатуры МГЮА Светлана Володина. – Прим. ред.).

Необходимость введения специализации и возможные риски

Вице-президент ФПА РФ, президент АП Московской области, д.ю.н. Алексей Галоганов тему своего выступления определил как «антиспециализация» – явление, которое, по его мнению, встречается на современном этапе. Он подверг критике странные и спорные наименования адвокатских образований, а также наименования, имеющие рекламный характер. «Это удар по адвокатуре», – убежден Алексей Галоганов, считая подобные названия недопустимыми. Он выразил надежду на сотрудничество с Минюстом России для решения проблем с одиозными названиями коллегий адвокатов, которые являются одним из проявлений «антиспециализации». Комментируя его выступление, Светлана Володина отметила, что Минюст России последовательно держит курс на введение «адвокатской монополии» на представительство в суде.

Профессор кафедры адвокатуры МГЮА, д.ю.н. Игорь Яртых высказал точку зрения, что вопрос специализации –это вопрос зарабатывания денег и касается рекламы, а настоящий адвокат – это в первую очередь адвокат, защищающий граждан, и он должен быть универсальным. Он считает, что гражданам главным образом важна квалификация адвоката, а государству важно, чтобы количество разрешенных уголовных и гражданских дел соответствовало общественному пониманию справедливости и как можно меньше граждан жаловались на адвокатов и представителей других юридических профессий. Кроме того, по мнению докладчика, государству важно, чтобы адвокаты были в профессиональном отношении «на голову выше простых юристов», были честны и добросовестны. Поэтому знания, получаемые на мероприятиях ФПА РФ по повышению профессионального уровня и иных мероприятиях, включая данный круглый стол, отложатся у каждого их участника. Коснувшись вопроса «адвокатской монополии», Игорь Яртых высказал позицию, что такая монополия в гражданском судопроизводстве должна быть только в апелляционной и кассационной инстанциях, где идет спор о праве. После выступления Игоря Яртыха Светлана Володина поделилась своим мнением по поводу прозвучавших идей. Она отметила, что государство заинтересовано в специализации, потому что существует запрос на адвокатов-специалистов в определенной области, а не просто на «хороших адвокатов».

За введение специализации высказался руководитель проектов по судебной работе Российского экспертного центра Александр Касьян. Спикер напомнил, что в 2017 г. Министерством юстиции РФ был подготовлен проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, где содержались положения о специализации. В документе указывалось, что наличие специализации на рынке юридической помощи является основанием для постановки вопроса о специализации адвоката. Специализация должна учитываться при исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей. Концепция предполагала разработку стандартов в таких сферах, как недвижимость, налоговое, семейное, наследственное, трудовое право. Александр Касьян отметил, что в текущем году на Петербургском международном юридическом форуме ожидается выступление министра юстиции РФ Константина Чуйченко с обновленной версией Концепции. Александр Касьян выразил уверенность в необходимости нормативного закрепления специализации в адвокатуре.

Адвокат АП Липецкой области Анна Старикова, обосновывая необходимость введения специализации, отметила, что это приведет к улучшению качества работы адвоката и улучшению положения доверителя. Она считает большой проблемой желание некоторых адвокатов охватить специализацией как можно больше отраслей.

Адвокат АП г. Москвы Екатерина Тютюнникова затронула вопрос, является ли «нишевание» юридических услуг адвоката необходимостью или данью моде. Как полагает спикер, необходимо аккуратное и постепенное введение специализации.

Управляющий партнер, адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и Партнеры» Елена Михалевич отметила, что отраслевая специализация влечет ряд рисков.

В частности, в делах, затрагивающих несколько институтов и отраслей права, ведение дел одним адвокатом станет невозможным. Спикер подчеркнула, что, хотя Кодекс профессиональной этики адвоката не содержит запрет адвокату принимать дело, не относящееся к его специализации, однако в силу этических норм адвокат не должен брать такие категории дел, на которых не специализируется. Для адвоката в этом случае появляется риск оказания некачественной юридической помощи, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Введение специализации для адвоката будет означать риск повышения ответственности.

Адвокат Палаты адвокатов Нижегородской области Василий Шавин считает, что заявление о специализации может стать основанием возложения на адвоката повышенной ответственности перед доверителем.

Советник ФПА РФ, адвокат АА МГКА «Власова и партнеры» Ольга Власова высказалась в поддержку специализации, отметив, что она может быть достаточно узкой, и рассказала об отдельных специализациях в рамках цивилистического направления деятельности адвоката. Она напомнила, что в разных странах специализация адвокатов может вводиться не только по отраслям, но и по другим критериям. Так, во многих странах правом участвовать в судебных процессах в Верховном суде обладает ограниченное количество адвокатов; в ряде стран есть специализация по территориальному признаку.

Аспирант кафедры адвокатуры МГЮА Александр Калиногорский рассмотрел специализацию как очень важный фактор обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи. В частности, он привлек внимание к тому, что в отчетах Федеральной палаты адвокатов РФ приведена статистика, показывающая, какие проводятся адвокатским сообществом мероприятия по повышению квалификации адвокатов. На основе изучения статистики органов прокуратуры, Министерства юстиции РФ, ФПА РФ он пришел к выводу, что ощущается недостаток опубликованной государственной статистики по вопросам специализации в сфере юриспруденции.

Специализация не должна быть обязательной

Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, доцент МГЮА Сергей Макаров высказался за необходимость специализации адвоката при оказании квалифицированной юридической помощи по семейным и наследственным делам. Он обосновал необходимость специализации серьезным усложнением законодательства и сопутствующих сфер, в частности экспертной сферы. Адвокат должен хорошо ориентироваться в тонкостях человеческих взаимоотношений, с тем чтобы постараться сберечь, если это возможно, родственные (семейные) отношения между людьми. При этом советник ФПА РФ считает, что не должно быть обязательной специализации, особенно в небольших городах, сельской местности, где адвокату необходимо обладать универсальными знаниями и оказывать юридическую помощь любому, кто к нему приходит. Но если адвокат может позволить себе специализироваться, ему это интересно, он готов совершенствоваться, это нужно обязательно делать. Так, ФПА РФ благодаря своим программам по повышению профессионального мастерства дает адвокатам возможность специализироваться в самых разных отраслях.

Адвокат АП г. Москвы, старший преподаватель Российского университета адвокатуры и нотариата имени Г.Б. Мирзоева Рашит Зиганшин также поддержал введение специализации не в чрезмерно жестких рамках, поскольку есть палаты, где количество адвокатов ограничено. Говоря об уголовно-правовой специализации, он обосновал ее значение в качестве критерия качества юридической помощи. К примеру, при работе по делам в отношении несовершеннолетних очень важны знания психологии: специальные познания необходимы в работе по делам с иностранным элементом. Рашит Зиганшин также отметил, что адвокату важно постоянно развиваться и ФПА РФ создала для адвокатов расширенную программу повышения квалификации, которая позволяет приобретать знания, необходимые для специализации в различных отраслях права.

Советник ФПА РФ, член Совета АП Белгородской области, адвокат ОЦАК г. Белгорода Борис Золотухин также высказался в пользу ограниченной специализации – в зависимости от спроса на юридическую помощь в конкретном регионе. По его мнению, специализация нужна как гражданам, так и самим адвокатам. Он видит перспективу будущих адвокатских образований, заинтересованных в определенной специализации, и убежден, что адвокат, если он хочет быть успешным, должен быть: «А» – универсалом, «В» – специалистом.

Адвокат Московской коллегии адвокатов «СЕД ЛЕКС» Алексей Иванов выступил в поддержку специализации в той форме, когда адвокат целенаправленно занимается определенными категориями дел, совершенствуясь в этой сфере.

Отдельные области специализации

Управляющий партнер Адвокатского бюро Республики Татарстан «Муратова и партнеры», к.ю.н., доктор юридического администрирования Надежда Муратова рассказала о конкурентной юридической среде и специализации партнеров адвокатского бюро.

Доцент НИУ ВШЭ, адвокат АП г. Москвы Валерия Романова выступила с докладом «Особенности специализации адвоката при представлении интересов доверителей в трансграничных спорах». Она отметила, в частности, что для адвокатов, которые работают с международными спорами, специализация необходима, но не должна быть слишком узкой.

Доклад адвоката АБ «Пчелин и партнеры» Виктории Макаревич был посвящен деятельности по предупреждению и разрешению корпоративного конфликта как элементу профессиональной специализации адвоката. При разрешении корпоративных конфликтов требуется помощь разных специалистов – юриста, конфликтолога, аудитора. Руководящая роль должна принадлежать адвокату, который способствует правильной постановке вопросов, правильной подготовке документов. Для успешного разрешения конфликта необходимо, чтобы адвокат имел минимальные навыки и знания в области бухучета, аудита, современных компьютерных технологий.

Юрисконсульт Департамента здравоохранения города Москвы Юлия Шевцова рассказала об особенностях правовой помощи адвоката в области медицинского права. Деятельность адвоката в области медицинского права связана в первую очередь с практикой рассмотрения нанесения телесных повреждений, медицинской халатности. В настоящее время в судах рассматривается большое количество исков о возмещении вреда, причиненного здоровью пациентов.

Соискатель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, адвокат АП г. Москвы Мария Дорофеева выступила с докладом, посвященным специализации адвоката при оказании квалифицированной юридической помощи по экологическим спорам. По ее мнению, в рамках института адвокатуры можно выделить как самостоятельную экологическую специализацию, в рамках которой адвокату необходимо умение соблюсти баланс интересов доверителя и экологии, окружающей природной среды.

Адвокат АП г. Москвы, партнер Адвокатского бюро «ЗКС» Мария Корчагина на примере АБ «ЗКС» рассказала о функционировании адвокатского образования, специализирующегося на уголовном праве.

Адвокат филиала ВОКА «Адвокатская контора “Маклаков, Сенцов и партнеры”» Ольга Андреева посвятила свое выступление специализации адвоката по делам о мошенничестве в сфере государственных контрактов в рамках уголовной практики.

Адвокат АП ДНР, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет» Ольга Максименко темой своего выступления обозначила специализацию адвокатов при защите несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. Она отметила, что не все адвокаты обладают познаниями в психологии и навыками, необходимыми для работы с детьми, поэтому целесообразно ввести специализацию адвоката в этой области и расширить категорию полномочий, которые мог бы реализовывать адвокат, имеющий необходимые познания в психологии и навыки работы с несовершеннолетними.

***

Подводя итоги работы круглого стола, президент ФПА РФ, заведующая кафедрой адвокатуры МГЮА Светлана Володина сказала: «Тема для нас очень важная, очень серьезная. Конечно, есть разные подходы в зависимости от городов-миллионников и маленьких палат. Разные требования, разные задачи. Конечно, специализация будет. При едином статусе адвокат сможет вести любые дела, а если он хочет в чем-то специализироваться, то должен для начала об этом заявлять, а потом это подтверждать».

Подробная информация опубликована на сайте fparf.ru.

Рассказать:
Яндекс.Метрика