Госдума приняла во втором чтении законопроект № 451522-7, которым в Гражданский кодекс предлагается ввести положения о совместном завещании и наследственном договоре.
Ранее «АГ» писала, что поправками предлагается закрепить за супругами право на составление совместного завещания, в котором они по обоюдному усмотрению смогут завещать общее имущество, имущество каждого из них любым лицам. Кроме того, они смогут любым образом определить доли наследников в указанных наследственных массах, определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из них, если такое определение не нарушает прав третьих лиц. Согласно проекту закона супруги смогут лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные завещательные распоряжения, возможность совершения которых предусмотрена ГК РФ. При этом в документе указано, что такое завещание будет утрачивать силу в случае расторжения брака или признания его недействительным как до, так и после смерти одного из супругов.
В соответствии с правилами, предложенными в законопроекте, один из супругов сможет в любое время совершить последующее завещание, отменяющее полностью или в части условия совместного завещания. Нотариус, удостоверяющий последующее завещание или принимающий закрытое последующее завещание, будет обязан направить другому супругу уведомление о факте совершения такого завещания.
Кроме того, указывается на возможность признания недействительным совместного завещания по основаниям, предусмотренным для недействительности сделок, а также на недопустимость составления совместного завещания в закрытой форме, в чрезвычайных обстоятельствах или в порядке, приравненном к нотариальному.
Согласно законопроекту наследственный договор может быть заключен наследодателем с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию, а его условия будут определять порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к указанным лицам или к третьим лицам. Наследственный договор может также возлагать на участвующих в нем лиц, которые могут призываться к наследованию, обязанность совершить после смерти наследодателя какие-либо действия имущественного или неимущественного характера.
В проекте закона указывается, что требовать исполнения обязанностей, установленных наследственным договором, после смерти наследодателя смогут наследники, душеприказчик, пережившие наследодателя стороны наследственного договора, а также нотариус, который ведет наследственное дело, в период исполнения им своих обязанностей по охране и управлению наследственным имуществом до выдачи свидетельства о праве наследования.
Предусматривается, что наследодатель вправе в любое время совершить завещание, отменяющее условия договора полностью или в части, предварительно совершив односторонний отказ от наследственного договора путем направления уведомления о такой отмене всем сторонам наследственного договора через нотариуса. Нотариус, удостоверивший уведомление об отказе наследодателя от наследственного договора, обязан в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате, в течение 3 рабочих дней направить копию этого уведомления другим сторонам наследственного договора.
При этом указано, что нотариус не вправе удостоверить завещание наследодателя, заключившего наследственный договор, или принять его закрытое завещание, если наследодатель не совершил отказ от наследственного договора в порядке, указанном выше.
Ко второму чтению в проект закона был внесен ряд изменений, большая часть которых носят технический характер. Вместе с тем было добавлено положение, согласно которому другие стороны наследственного договора вправе совершить односторонний отказ от него в порядке, предусмотренном законом или самим наследственным договором.
Изменениями предусматривается, что в случае отказа стороны от наследства наследственный договор сохраняет силу в отношении прав и обязанностей других его сторон, если можно предположить, что он был бы заключен и без включения в него прав и обязанностей отказавшейся стороны. Кроме того, проект дополнен указанием, что возникающие из наследственного договора права и обязанности стороны неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Также внесенными изменениями предполагается, что наследственный договор, указанный в п. 5 предлагаемой законопроектом ст. 1140.1 ГК, отменяет действие совершенного до заключения этого договора совместного завещания супругов.
Авторы законопроекта предусмотрели и то, что наследодатель, отказавшийся от наследственного договора, будет обязан возместить другим сторонам этого договора убытки, которые возникли у них в связи с исполнением наследственного договора к моменту получения уведомления об отказе наследодателя от этого договора.
Предполагается, что совместное завещание и наследственный договор будут подлежать обычному нотариальному удостоверению.
Комментируя законопроект с учетом внесенных в него поправок, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский отметил, что наследственные правоотношения достаточно гибки и часто изменяются. «Это логично, поскольку родственники и близкие люди ссорятся, мирятся. От этих причин зависит изменение воли как наследодателей, так и наследников. Комментируемые изменения в нормы ГК о наследстве как раз и регламентируют возможность наследников отказаться от исполнения наследственного договора», – пояснил эксперт.
При этом он отметил, что такой отказ порождает сложности в области толкования условий наследственного договора относительно того, был бы он заключен, если бы наследодатель знал, что наследник так поступит или изначально откажется от условий сделки. «Но и запрещать наследнику так поступать неразумно, ведь его жизненная ситуация может в любой момент поменяться (состояние здоровья, перемена места жительства и т.д.). По указанным причинам наследник может быть, например, в состоянии принять наследство, но не в силах выполнить условия и порядок пользования имуществом», – указал Владимир Старинский.
Эксперт добавил, что поскольку и ранее наследственные правоотношения были связаны с личностью наследников, то логично закрепление в упомянутых изменениях условия о невозможности передачи наследниками своих прав и обязанностей по наследственному договору.
В свою очередь адвокат МКА «Вердиктъ» Сергей Смирнов указал, что документом не определен статус правопреемников – наследников, указанных в наследственном договоре. Эксперт отметил, что наследственный договор нужно рассматривать как сделку между наследодателем и наследниками по распоряжению имуществом после его смерти. «Наследодателю в данном случае важно, чтобы то, что определено в договоре, было исполнено, а наследник принимает на себя условия, связанные с передачей имущества, и обязуется вести себя определенным образом. Но возникает вопрос: если наследник в договоре в единственном числе или между наследниками произошел сговор, кто будет следить за исполнением договора?» – спрашивает Сергей Смирнов.
Адвокат предполагает, что в наследственном договоре в качестве стороны должно присутствовать третье лицо, которое не является выгодоприобретателем, единственная задача которого – проследить за выполнением условий договора, которые были важны умершему.