В Госдуму поступили поправки в ст. 330.1 «Уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством РФ об иностранных агентах» Уголовного кодекса, направленные, как указано в пояснительной записке, на совершенствование эффективности уголовно-правового регулирования деятельности лиц, систематически нарушающих законодательство, регламентирующее порядок деятельности иноагентов (законопроект № 956293-8).
Авторы поправок указали, что в настоящее время уголовная ответственность за уклонение от представления документов, необходимых для включения в реестр иностранных агентов, наступает после двукратного привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.34 КоАП в течение одного года, либо же после двукратного привлечения лица к административной ответственности за совершение любого из правонарушений, предусмотренных ч. 2–9 ст. 19.34 КоАП в течение года.
При этом по данным Минюста России, более 40% лиц, включенных в реестр иноагентов, не исполняют обязанности и не соблюдают ограничения, предусмотренные Законом о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием. Всего за 2023–2025 г. составлен 441 протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1–9 ст. 19.34 «Нарушение порядка деятельности иностранного агента» КоАП РФ. По информации Генпрокуратуры России, если в 2023 г. было зарегистрировано шесть преступлений по ст. 330.1 УК РФ, то в прошлом году было уже 75 – уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством РФ об иноагентах.
В связи с этим предлагается скорректировать положения ст. 330.1 УК, исключив из диспозиции условие о совершении повторного административного правонарушения в течение года и тем самым установив однократную административную преюдицию.
Адвокат практики уголовного права и процесса «Инфралекс» Мартин Зарбабян заметил, что согласно статистике Судебного департамента при Верховном Суде за прошедший год количество осужденных по всем частям ст. 330.1 УК равнялось нулю. «Статистические данные весьма отчетливо демонстрируют, что, несмотря на наличие такой нормы, правоприменителем она все же используется редко. Причин для этого может быть несколько, в том числе проблемы с доказыванием, наличие в действующей редакции двукратной административной преюдиции или другие трудности в уяснении конструкции существующего состава. Во всяком случае любая законодательная инициатива, направленная на изменение действующей редакции указанной статьи, заслуживает пристального внимания со стороны профессионального сообщества», – пояснил он.
Эксперт добавил, что предложения, изложенные в законопроекте, в первую очередь направлены на ужесточение ответственности за уклонение от исполнения обязанностей иноагентов, а также на упрощение процедуры уголовного преследования таких подозреваемых и обвиняемых. «В пояснительной записке к законопроекту указано, что существующий порядок привлечения к ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 330.1 УК, не в полной мере обеспечивает безопасность общественных отношений в данной сфере. Невозможно не согласиться с тем, что существующий порядок, конечно, превращает эту статью в “спящую” норму, поскольку двукратная административная преюдиция, как показывает судебная статистика, фактически исключает возможность уголовного преследования. При этом предлагаемые изменения, вероятно, повлияют на правоприменительную практику в части применения этой нормы, так как установление однократной административной преюдиции в качестве условия для уголовного преследования может увеличить как число осужденных, так и в целом количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по этой статье. Принимая во внимание, что законодатель в качестве цели внесения изменений в ст. 330.1 УК указывает борьбу с нарушителями, анализируемый законопроект в полной мере отвечает текущей уголовно-правовой политике», – заключил Мартин Зарбабян.
Заместитель председателя КА «Нянькин и партнеры» Алексей Нянькин отметил, что внесение поправок в ст. 330.1 УК РФ авторами законопроекта обосновывается текущими вызовами и ростом угроз безопасности и суверенитету страны. «Приведенные в пояснительной записке статистические данные свидетельствуют о том, что значительное количество лиц, включенных в реестр иноагентов, не исполняют обязанности и не соблюдают ограничения, предусмотренные Законом о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием. Определенная степень лояльности государства в вопросах привлечения к уголовной ответственности за несоблюдение законодательства об иноагентах, выраженная в допущении двух фактов административного правонарушения без наступления уголовно-правовых последствий, сменяется более жестким подходом в пресечении нарушений установленного порядка деятельности иноагентов. В целом я негативно отношусь к любым формам административной преюдиции в вопросах уголовного права, а сами нормы об иноагентах не должны рассматриваться как правовой институт, созданный на десятилетия. Однако с учетом складывающейся геополитической ситуации поправки, ухудшающие положение лиц, признанных иноагентами, должны иметь последствия в виде дополнительного сдерживания иностранного влияния на общественные отношения в России, они не создают излишне репрессивный фон российской уголовной политики», – полагает он.