Так, в п. 1 ч. 4 ст. 47 УПК РФ добавлена фраза: «…получить копию постановления о возбуждении уголовного дела, по которому он привлечен в качестве обвиняемого, если копию такого постановления он не получил в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 46 настоящего Кодекса». Таким образом, законодательно закрепляется право обвиняемого на получение копии постановления о возбуждении уголовного дела, по которому он привлечен в качестве обвиняемого.
На практике в ходе расследования уголовных дел, возбужденных в отношении конкретных лиц, нередко появляются данные о причастности к совершению преступления других лиц, которым предъявляется обвинение и в отношении которых проводятся другие следственные мероприятия. «При этом данные действия осуществляются без вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в отношении этих лиц», – указывали авторы инициативы на этапе ее рассмотрения.
Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян прокомментировал для «АГ» это нововведение. По его словам, к сожалению, данное изменение в законе ничего полезного к правам обвиняемого не добавит, так как после предъявления обвинения для обвиняемого становится наиболее значимым и актуальным постановление о привлечение в качестве обвиняемого, а не постановление о возбуждении уголовного дела. Кроме того, стороне защиты важнее получить копию такого постановления перед допросом лица в качестве подозреваемого для того, чтобы он знал, в чем подозревается, и мог защищаться от выдвигаемых подозрений, подчеркнул эксперт.
Нвер Гаспарян сообщил, что право на получение такого постановления закреплено п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ и обычно выдача данных документов происходит без проблем.
«Практическое значение введенная норма может иметь лишь в том случае, если предъявлено обвинение лицу, ранее не получившему копию постановления о возбуждении уголовного дела, поскольку последнее было возбуждено по факту, а не в отношении конкретного лица. Но, как отмечалось выше, после предъявления обвинения получение такого постановления представляется запоздалым и несвоевременным действом», – добавил советник ФПА РФ.