×

При ввозе одноразовых электронных сигарет декларант должен уплачивать двойной акциз

ВС указал, что если в составе одноразового устройства находится порционная емкость с жидкостью для электронной сигареты, то налоговую базу надлежит определять отдельно по каждой ввозимой на территорию РФ партии подакцизных товаров
Фотобанк Лори
Одна из экспертов «АГ» считает, что затронутая проблема является актуальной в свете все более широкого распространения электронных систем доставки никотина, а также ввиду политики государства, направленной на снижение потребления никотинсодержащей продукции. Другая указала, что суды трех инстанций сделали правомерный вывод о том, что никотинсодержащая жидкость, входящая в состав одноразовой электронной сигареты, и само электронное устройство являются одним товаром. Третий полагает, что нижестоящие суды, по сути, создали новые правила для уплаты акциза в своих судебных актах в зависимости от того, в каком виде перемещается никотинсодержащая жидкость: внутри электронного устройства или отдельно, что не может считаться законным.

7 февраля Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС24-21395 по делу № А40-121786/2023, в котором разъяснил, что в силу положений Налогового кодекса к подакцизным товарам относятся как электронные системы доставки никотина, так и жидкости для них.

ООО «Гулбахар Рус» ввезло в Россию из Китая одноразовые электронные сигареты. В целях таможенного декларирования товара и выпуска его для внутреннего потребления обществом были уплачены НДС в 20% и акциз за электронные системы доставки никотина, установленный подп. 15 п. 1 ст. 181 НК РФ, в сумме 4,1 млн руб. 13 марта 2023 г. по результатам камеральной таможенной проверки московская таможня приняла решение о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на указанные товары. На основании этого решения владимирская таможня направила в адрес общества уведомление о неуплаченных в установленный срок платежах. Общество было признано не исполнившим обязанность по уплате акциза, установленного подп. 16 п. 1 ст. 181 НК, НДС и пеней на общую сумму 5 млн руб. Таможенный орган посчитал, что декларант помимо акциза на электронные сигареты должен был уплатить акциз на никотинсодержащую жидкость для них.

Общество «Гулбахар Рус» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения таможенного органа. Суды удовлетворили заявление декларанта, поскольку пришли к выводу о том, что электронные системы доставки никотина (ЭСДН) одноразового использования с учетом технического описания товара и его функционального назначения являются неразборными, не могут быть перезаправлены или модифицированы для повторного использования, в связи с чем осуществить ввоз именно никотинсодержащей жидкости, входящей в состав ЭСДН одноразового использования, отдельно от самого электронного устройства не представляется возможным в силу конструктивных особенностей данного товара. Следовательно, посчитали они, обществом был ввезен один подакцизный товар, подлежащий налогообложению, – электронная система доставки никотина, понятие которой охватывает все ее конструктивные элементы, в том числе содержащуюся в ней жидкость, а доначисление таможенным органом акциза на саму жидкость является незаконным и необоснованным.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, московская таможня обратилась в Верховный Суд с кассационной жалобой, ставя вопрос об их отмене в связи с существенными нарушениями судами норм материального права. Рассмотрев дело, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС отметила, что в рамках проверки таможенным органом было установлено: ввезенная обществом продукция по своему описанию представлена как многокомпонентный товар, поскольку в соответствии с ГОСТ конструкция ЭСДН может иметь в составе несколько компонентов.

Суд пояснил, что ЭСДН имеют принципиальные различия, которые заключаются в возможности одноразового и многоразового использования в зависимости от своих качеств, характеристик и составляющих компонентов. Следовательно, конструктивные особенности должны учитываться в целях налогообложения акцизом, поскольку могут свидетельствовать о фактическом ввозе нескольких товаров, признаваемых подакцизными в соответствии со ст. 181 НК.

Как указал ВС, абз. 2 п. 3 ст. 191 НК установлено, что если в составе одной партии ввозимых на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Положениями ст. 181 НК установлено, что к подакцизным товарам относятся как ЭСДН, так и жидкости для них, каких-либо исключений данными нормами Кодекса не предусмотрено.

В определении подчеркнуто, что при исчислении акциза, как следует из материалов дела и установлено судами, акциз обществом уплачивался только за количество ввезенных на территорию РФ ЭСДН. Между тем, учитывая, что в составе одноразового устройства находится также порционная емкость с жидкостью для ЭСДН, то в соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 191 НК налоговую базу надлежало определять отдельно по каждой ввозимой на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, партии подакцизных товаров, счел ВС.

Читайте также
КС: Двойное налогообложение не говорит о неконституционности налогового регулирования
Конституционный Суд счел не нарушающим Конституцию запрет на получение вычета плательщиками акцизов, которым вернули часть реализованной продукции
05 апреля 2018 Новости

Судебная коллегия обратила внимание, что Конституционным Судом РФ ранее была сформирована правовая позиция, изложенная в Определении от 13 марта 2018 г. № 592-О, о том, что акциз по своему экономико-правовому содержанию (сущности) призван, влияя на цену товара определенной категории, уменьшать доходность производства и реализации этого товара и тем самым становиться барьером для поступления его на рынок, а значит, и для его потребления. «Учитывая такую природу акциза применительно к спорной ситуации, при ввозе одноразовых электронных сигарет, содержащих в себе порционную упаковку никотинсодержащей жидкости, уплатой акциза только в отношении устройства в отрыве от жидкости, придающей данному товару основное потребительское свойство, не достигается цель его введения, принимая во внимание, что никотинсодержащая жидкость, хотя и являющаяся встроенным (неотделимым) компонентом одноразовой электронной сигареты, так или иначе попадает на рынок, минуя установленный государством барьер в виде акциза», – пояснил ВС.

Он также подчеркнул, что согласно положениям Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в РФ на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 18 ноября 2019 г., развитие производства и распространение табачных изделий и иной никотинсодержащей продукции противоречит национальным целям в области здорового образа жизни. Под никотинсодержащей продукцией понимаются продукция, содержащая никотин и предназначенная для потребления никотина любым способом (за исключением лекарственных средств), а также устройства для потребления такой продукции. Эти положения Концепции свидетельствуют об обоснованности позиции таможенного органа о том, что к подакцизным товарам относятся как ЭСДН, так и жидкости для них.

Судебная коллегия указала: опровергая позицию таможни, суды отмечали, что примененный таможенным органом подход к исчислению акциза фактически приводит к двойному налогообложению одного товара, что подтверждается принятием Федерального закона от 27 января 2023 г. № 1-ФЗ «О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». ВС подтвердил, что в соответствии с указанным законом подп. 15 п. 1 ст. 181 НК утратил силу, а объектом налогообложения акцизом признаются жидкости для ЭСДН, в том числе и содержащиеся в таких электронных устройствах. Однако вопросы законодательного регулирования налогообложения являются исключительной прерогативой законодателя, который в разные периоды времени в зависимости от целей и стоящих перед государством задач может дополнять или исключать список объектов налогообложения по различным налогам.

При этом Верховный Суд обратил внимание, что в отношении налогообложения жидкости для ЭСДН при ее ввозе на территорию РФ прослеживается последовательная воля законодателя по взиманию акциза с этого товара и увеличению соответствующих ставок: Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 539-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» налоговая ставка для спорных товаров была увеличена в два раза. Таким образом, ВС пришел к выводу, что позиция декларанта и судов трех инстанций основана на неверном толковании и применении норм НК, и отменил обжалуемые судебные акты, отказав в удовлетворении требования общества.

Партнер юридической компании «Мокров и Партнеры» Анастасия Елисеева считает, что затронутая проблема является актуальной в свете все более широкого распространения ЭСДН, а также ввиду политики государства, направленной на снижение потребления никотинсодержащей продукции. «Учитывая правовую природу акциза – создание барьера для поступления подакцизных товаров на рынок – и буквальное толкование ст. 181 НК, которая выделяет в качестве подакцизных товаров отдельно ЭСДН и жидкости для них, рассматриваемое определение ВС представляется принятым в соответствии с нормами действующего законодательства. Иное толкование противоречило бы действующим нормам налогового законодательства», – полагает эксперт.

Юрист претензионно-судебной практики Tax & Legal Management Елена Дорофеева солидарна с мнением суда первой инстанции по данному делу о том, что сущностью спора являлось установление объекта налогообложения и порядка определения размера подлежащего уплате акциза. Как отметила эксперт, ВС в своем определении делает три вывода о том, что должно учитываться в целях налогообложения акцизом ЭСДН:

  • различие между ЭСДН одноразового и многоразового использования;
  • действующие положения НК РФ в спорный период;
  • цель введения акциза как государственный барьер для поступления товара определенной категории на рынок.

«Суды трех инстанций, на мой взгляд, сделали правомерный вывод о том, что никотинсодержащая жидкость, входящая в состав ЭСДН одноразового использования, и само электронное устройство являются одним товаром. В спорный период НК РФ признавались подакцизными товарами отдельно ЭСДН и жидкость для них. Однако соглашусь с позицией нижестоящих судов, что только упоминание каждого из компонентов в НК в качестве подакцизного товара не наделяет их в отдельности признаками “товара”, особенно если речь идет об ЭСДН одноразового использования. Тем более что в настоящий момент подпункт НК, признающий устройство ЭСДН объектом налогообложения акцизом, утратил силу, оставив подакцизным товаром жидкости для ЭСДН», – полагает Елена Дорофеева.

По мнению адвоката АП г. Москвы Олега Пантюшова, в рассматриваемом деле суд первой инстанции верно определил предмет разногласий в данном споре, указав, что существо настоящего спора сводится к определению объекта налогообложения и порядка определения размера подлежащего уплате акциза, но сделал неверные выводы по данной проблеме. Он пояснил, что разногласия между ВС РФ и нижестоящими судами возникли из-за различного толкования понятия «электронные системы доставки никотина». Так, нижестоящие суды указали, что данный товар в силу одноразового использования следует рассматривать как изделие целиком, вместе со всеми его составными компонентами, включая жидкость, отметив, что жидкость для ЭСДН в качестве самостоятельного товара через таможенную границу не перемещалась и на территорию РФ не ввозилась.

Олег Пантюшов полагает: ВС справедливо отметил, что конструктивные особенности должны учитываться в целях налогообложения акцизом, поскольку могут свидетельствовать о фактическом ввозе нескольких товаров, признаваемых подакцизными в соответствии со ст. 181 НК. «Позиция ВС выглядит совершенно обоснованной, поскольку закон четко относит к подакцизным товарам жидкости для ЭСДН, поэтому не имеет юридического значения и не является основанием для освобождения от уплаты акциза то обстоятельство, что данная жидкость перемещается через границу РФ внутри электронной сигареты, хотя и одноразового использования. Нижестоящие суды, по сути, создали новые правила для уплаты акциза в своих судебных актах в зависимости от того, в каком виде перемещается в данном случае жидкость для ЭСДН: внутри или отдельно, что не может считаться законным. Никотинсодержащая жидкость в любом случае попадает на территорию РФ, что влечет обязанность по уплате акциза, в противном случае происходит преодоление установленного государством барьера в виде акциза», – подчеркнул эксперт.

Рассказать:
Яндекс.Метрика