18 октября принят закон № 468798-7, которым предлагается дополнить КоАП РФ ст. 20.2.3, устанавливающей ответственность за подачу уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения и несоблюдение требования об информировании граждан и уведомлении уполномоченного органа об отказе от его проведения. За такое нарушение предусматривается административный штраф: для граждан в размере от 5 до 20 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 до 30 тыс. руб., а для юрлиц – от 20 до 100 тыс. руб. На данный момент законопроект находится на рассмотрении во втором чтении.
Напомним, ранее «АГ» писала о том, что 11 октября Владимир Путин подписал поправки в ст. 5 и 10 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Новый закон устанавливает обязанность организаторов информировать граждан и орган исполнительной власти или местного самоуправления, в который подано уведомление о проведении мероприятия, об отказе от его проведения.
Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов, комментируя поправки, отметил: «Полагаю, что закон, с виду направленный на внесение технических изменений в законодательство, по сути, является частью механизма системного закручивания гаек и жесткого ущемления конституционного права граждан на свободу собраний, закрепленного в ст. 31 Конституции».
Говоря о том, к чему может привести принятие закона, он предположил, что, скорее всего, снизится количество обращений за разрешением на проведение митингов, поскольку такое обращение будет накладывать обязательства на устроителей мероприятия. «Ведь если митинг не состоится, например, из-за отсутствия участников либо отсутствия интереса к мероприятию, то организаторы могут быть привлечены к административной ответственности и будут должны уплатить значительные штрафы», – указал он.
Филипп Шишов считает, что закон может оказаться либо недействующим, либо же, напротив, излишне репрессивным, что, по его мнению, более вероятно: «Полагаю, что случай, изложенный в пояснительной записке к законопроекту, когда один человек подал уведомления о проведении 660 митингов в один день в одном и том же месте Санкт-Петербурга, является единичным и не может служить достаточным основанием для принятия столь жестких мер со стороны государства».
На этапе внесения законопроектов в Госдуму руководитель КА «Комиссаров и партнеры» Андрей Комиссаров отмечал, что на первый взгляд идея ввести административную ответственность за злоупотребление правом на проведение публичных мероприятий кажется здравой. «Обеспечение общественного порядка на таких мероприятиях действительно требует расходования бюджетных средств», – указал он.
При этом, по словам Андрея Комиссарова, если посмотреть, в каких условиях принимается данный законопроект, возникают некоторые вопросы. «Как показывает практика, нередко органы государственной власти и местного самоуправления отказывают организаторам в проведении публичных акций. В связи с этим многие организаторы вынуждены подавать уведомления сразу на несколько площадок, чтобы провести согласованное мероприятие на одной из них. Изменения, предлагаемые депутатами, вынуждают организаторов подавать заявление только на одну площадку, по которой власти могут дать отказ. Следовательно, проведение массового мероприятия в правовых рамках станет невозможным», – отметил эксперт.
Как полагает Андрей Комиссаров, подобного рода нововведения должны сопровождаться ужесточением ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления за необоснованный, неправомерный отказ в согласовании, который препятствует реализации гражданами конституционного права на мирные собрания.
Адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин ранее отмечал, что вопреки содержащимся в пояснительной записке доводам массовые злоупотребления, выражающиеся в подаче уведомления о проведении публичного мероприятия без таковой цели, начались отнюдь не в 2017 г., а летом 2012 г., когда группы молодых людей подавали уведомления о проведении шествия, требовали обеспечить на данное «шествие» явку представителей органов правопорядка, а после того, как им предоставлялись все предусмотренные законом гарантии, совершали пешую прогулку по городу в сопровождении сотрудников правоохранительных органов. Как полагает Василий Ваюкин, право, предусмотренное ст. 31 Конституции РФ, используется ими как способ развлечения при отсутствии в законодательстве меры ответственности за совершение подобных недобросовестных поступков.
По мнению эксперта, во избежание необоснованного привлечения к ответственности добросовестных организаторов публичных мероприятий законопроект следует дополнить критериями, по которым станет возможно определить отсутствие цели проведения публичного мероприятия.