От исключительно карательной политики государство переходит к созданию нравственных и этических способов борьбы с коррупцией. Об этом на пресс-конференции «Закон о национальном реестре коррупционеров: роль и значение инициативы», прошедшей 19 июня в Москве, заявил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Речь идет, в первую очередь, о реестре чиновников, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, которые были уволены в связи с утратой доверия по обвинению в коррупции.
C 2012 по 2015 г. за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов в связи с утратой доверия были уволены более тысячи госслужащих. Но обратной силы закон иметь не будет.
Проект федерального закона, подготовленного в Правительстве РФ, предполагает, что пополнять список уволенных в связи с утратой доверия госслужащих будут сами работодатели, у которых такие лица проходили службу. Сведения из реестра будут использоваться для получения достоверной информации о том, соблюдают ли претенденты на государственные должности требования закона о противодействии коррупции.
«Это шаг на пути общественного порицания тех, кто, задумываясь о государственных должностях, встал на путь коррупции», – заявил член Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Антон Гетта.
Такой реестр нужен также органам прокуратуры, которые будут следить за практикой соблюдения законодательства, считает исполняющий обязанности начальника Управления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ Сергей Плохов. Он привел статистические данные, свидетельствующие о росте лиц, привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения: в 2015 г. – 130, а в 2016 г. – 383, в первом полугодии 2017 г. – 62. С лицами, которые совершили такие правонарушения, расторгать договор следует по соответствующим основаниям, а не «по собственному желанию». «В тех случаях, когда работодатели не исполняют законные требования, прокуроры будут обращаться в суд», – предупредил Сергей Плохов.
Статс-секретарь ФПА РФ Константин Добрынин в целом поддержал принятый Государственной Думой закон, который делает борьбу с коррупцией публичной, но в то же время обратил внимание на некоторые недостатки. В частности, он упрекнул Правительство РФ, которое «слишком долго разрабатывало законопроект», выполняя поручение Президента РФ с 2013 г., и добавил, что рассмотрение закона в Совете Федерации было перенесено из-за недоработок, относящихся к юридической технике. «Есть механизм включения коррупционера в реестр, то есть “поражения человека в правах”, но должен быть и механизм исключения, то есть восстановления в правах. Правительство этого не сделало», – констатировал Константин Добрынин. Механизм исправления ошибки или исключения из реестра по другим основаниям, например, если человек по прошествии двух лет встал на путь исправления, должен работать. По мнению Константина Добрынина, «развитое государство тем и отличается, что в нем существует механизм восстановления нарушенных прав».
Статс-секретарь ФПА РФ заметил также, что закон не даст мгновенного эффекта, и напомнил, что недопустима «антикоррупционная истерия», которая имела место в отношении российских судов и привела в итоге к тому, что судьи боятся выносить оправдательные приговоры, чтобы их не обвинили в коррупции.
Как заметил Константин Добрынин: «Если применять деликатные инструменты борьбы с коррупцией не так, как следует, это может привести к обратному эффекту».
Константин Катанян