19 июля в Госдуму внесен пакет поправок, направленных на усиление контроля по недопущению коррупции в отношении должностных лиц, обязанных декларировать свои доходы и расходы.
Так, законопроектом № 757818-7 предусматривается дополнение УК РФ новой статьей – «Незаконное обогащение». Таковым является значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов. Как указывается в пояснительной записке, вводимая статья предполагает дифференциацию по квалифицирующему признаку и наличие специальных составов в зависимости от должности лица и объема незаконного обогащения. В статье имеются примечания, разъясняющие, что понимается под активами, законными доходами, незаконным обогащением в крупном размере, а также кто признается должностным лицом в соответствии с данной нормой.
Законопроектом предлагается в ч. 1 ст. 31 УПК указать, что мировому судье не подсудны уголовные дела по ч. 1 ст. 290.1 УК. Данную норму, согласно документу, стоит закрепить в законе после указания о неподсудности ч. 1 ст. 290 УК. При этом действующая редакция ч. 1 ст. 31 УПК не содержит ссылку на то, что мировому судье не подсудны такие дела.
Также предлагается указать, что в соответствии со ст. 46 УК штраф устанавливается в размере от 5 тыс. руб. до 1 млн руб. (ранее было до 5 млн руб.) или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет, либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, либо сумме незаконного обогащения.
Законопроектом № 757870-7 предусматривается внесение изменений в отдельные законодательные акты, которыми контролируются доходы и расходы должностных лиц, обязанных в соответствии с законодательством РФ их декларировать. В частности, предлагается создать механизм, устанавливающий ответственность для таких лиц за несоответствие их расходов уровню законных доходов.
В комментарии «АГ» адвокат КА «Московская городская коллегия адвокатов» Павел Гейко указал, что изложенные в примечаниях к ст. 290.1 УК формулировки понятий очень размыты. «Понятие активов должностного лица включает в себя все виды имущества, однако не указывается период возникновения прав на эти активы. Расходы должностного лица, которые не повлекли увеличения активов (расходы на услуги и другие), не учитываются при определении разницы между стоимостью активов и законными доходами. Кроме того, не установлено, какое именно из понятий “должностного лица” используется в ст. 290.1 УК», – отметил он. Павел Гейко добавил: в примечании к статье прописано, что законными доходами являются задекларированные доходы, однако задекларировать можно и доходы, полученные с нарушением закона. Также в примечании не указан период, за который учитываются доходы. Кроме того, по его мнению, превышение расходов в 5 млн руб. – слишком маленькая сумма по нынешним ценам для уголовного преследования.
Павел Гейко обратил внимание на то, что в пояснительной записке сказано о безрезультатности, неэффективности и недостаточности мер, содержащихся в законодательстве о противодействии коррупции. С этим согласиться нельзя, полагает эксперт: «Мер хватает, но хромает их применение».
Адвокат отметил, что пояснения к законопроекту повторяют сам документ, не мотивированны, не содержат фактических данных, анализа применения имеющихся норм, не выявляют проблем в существующем регулировании. «Проект сырой. Кроме того, не соблюдена юридическая техника, в том числе по той причине, что научное и профессиональное сообщества к его разработке привлечены не были», – резюмировал Павел Гейко.
Адвокат, партнер консалтинговой группы G3 Александр Татаринов посчитал, что инициатива является логичным продолжением курса по борьбе с коррупцией и незаконными доходами чиновников. Он указал, что сейчас приобретенные на сомнительные средства активы изымаются в пользу государства на основании Закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае принятия законопроекта, полагает он, должностных лиц будут привлекать к уголовной ответственности, что соотносится со ст. 20 Конвенции ООН против коррупции и является частью мировой практики.
«Данный правовой механизм уже доказал свою эффективность в странах с высоким уровнем коррупции. С 1970-х гг. уголовная ответственность для чиновников, которые не могут объяснить происхождение своего имущества, введена в Гонконге. Всего за 30 лет страна с одним из самых коррумпированных госаппаратов смогла подняться на 15-е место в рейтинге восприятия коррупции. Среди европейских стран можно выделить Бельгию и Литву, в которых действуют аналогичные нормы», – пояснил Александр Татаринов.
По мнению адвоката, введение статьи о незаконном обогащении является радикальным шагом, который, хотя и может показаться избыточным, станет эффективным способом избавления государства от нечистых на руку чиновников.