×

УК предлагается дополнить статьей о незаконном обогащении должностного лица

Пакет поправок, усиливающий контроль за доходами и расходами должностных лиц, внесен в Госдуму
Фото: «Адвокатская газета»
В комментарии «АГ» один из адвокатов отметил, что введение новой нормы является радикальным шагом, который может показаться избыточным, но при этом станет эффективным способом избавления государства от нечистых на руку чиновников. Второй указал, что проект закона сырой и содержит недочеты из-за того, что к его разработке не были привлечены научное и профессиональное сообщества.

19 июля в Госдуму внесен пакет поправок, направленных на усиление контроля по недопущению коррупции в отношении должностных лиц, обязанных декларировать свои доходы и расходы.

Так, законопроектом № 757818-7 предусматривается дополнение УК РФ новой статьей – «Незаконное обогащение». Таковым является значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов. Как указывается в пояснительной записке, вводимая статья предполагает дифференциацию по квалифицирующему признаку и наличие специальных составов в зависимости от должности лица и объема незаконного обогащения. В статье имеются примечания, разъясняющие, что понимается под активами, законными доходами, незаконным обогащением в крупном размере, а также кто признается должностным лицом в соответствии с данной нормой.

Законопроектом предлагается в ч. 1 ст. 31 УПК указать, что мировому судье не подсудны уголовные дела по ч. 1 ст. 290.1 УК. Данную норму, согласно документу, стоит закрепить в законе после указания о неподсудности ч. 1 ст. 290 УК. При этом действующая редакция ч. 1 ст. 31 УПК не содержит ссылку на то, что мировому судье не подсудны такие дела.

Также предлагается указать, что в соответствии со ст. 46 УК штраф устанавливается в размере от 5 тыс. руб. до 1 млн руб. (ранее было до 5 млн руб.) или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет, либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, либо сумме незаконного обогащения.

Законопроектом № 757870-7 предусматривается внесение изменений в отдельные законодательные акты, которыми контролируются доходы и расходы должностных лиц, обязанных в соответствии с законодательством РФ их декларировать. В частности, предлагается создать механизм, устанавливающий ответственность для таких лиц за несоответствие их расходов уровню законных доходов.

В комментарии «АГ» адвокат КА «Московская городская коллегия адвокатов» Павел Гейко указал, что изложенные в примечаниях к ст. 290.1 УК формулировки понятий очень размыты. «Понятие активов должностного лица включает в себя все виды имущества, однако не указывается период возникновения прав на эти активы. Расходы должностного лица, которые не повлекли увеличения активов (расходы на услуги и другие), не учитываются при определении разницы между стоимостью активов и законными доходами. Кроме того, не установлено, какое именно из понятий “должностного лица” используется в ст. 290.1 УК», – отметил он. Павел Гейко добавил: в примечании к статье прописано, что законными доходами являются задекларированные доходы, однако задекларировать можно и доходы, полученные с нарушением закона. Также в примечании не указан период, за который учитываются доходы. Кроме того, по его мнению, превышение расходов в 5 млн руб. – слишком маленькая сумма по нынешним ценам для уголовного преследования.

Павел Гейко обратил внимание на то, что в пояснительной записке сказано о безрезультатности, неэффективности и недостаточности мер, содержащихся в законодательстве о противодействии коррупции. С этим согласиться нельзя, полагает эксперт: «Мер хватает, но хромает их применение».

Адвокат отметил, что пояснения к законопроекту повторяют сам документ, не мотивированны, не содержат фактических данных, анализа применения имеющихся норм, не выявляют проблем в существующем регулировании. «Проект сырой. Кроме того, не соблюдена юридическая техника, в том числе по той причине, что научное и профессиональное сообщества к его разработке привлечены не были», – резюмировал Павел Гейко.

Адвокат, партнер консалтинговой группы G3 Александр Татаринов посчитал, что инициатива является логичным продолжением курса по борьбе с коррупцией и незаконными доходами чиновников. Он указал, что сейчас приобретенные на сомнительные средства активы изымаются в пользу государства на основании Закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае принятия законопроекта, полагает он, должностных лиц будут привлекать к уголовной ответственности, что соотносится со ст. 20 Конвенции ООН против коррупции и является частью мировой практики.

«Данный правовой механизм уже доказал свою эффективность в странах с высоким уровнем коррупции. С 1970-х гг. уголовная ответственность для чиновников, которые не могут объяснить происхождение своего имущества, введена в Гонконге. Всего за 30 лет страна с одним из самых коррумпированных госаппаратов смогла подняться на 15-е место в рейтинге восприятия коррупции. Среди европейских стран можно выделить Бельгию и Литву, в которых действуют аналогичные нормы», – пояснил Александр Татаринов.

По мнению адвоката, введение статьи о незаконном обогащении является радикальным шагом, который, хотя и может показаться избыточным, станет эффективным способом избавления государства от нечистых на руку чиновников.

Рассказать: