×

Валерий Зорькин остался на посту председателя КС РФ

Совет Федерации в шестой раз назначил судью на эту должность
Фото: «Новая адвокатская газета»
Выступая в Совфеде после своего переизбрания, Валерий Зорькин подчеркнул, что в своих решениях Конституционный Суд всегда руководствуется только принципами Конституции РФ, хотя некоторые его решения, как, например, по смертной казни или по ЮКОСу, нравятся далеко не всем. Также он отметил значимость определений КС для судей и адвокатов.

Сегодня Совет Федерации переназначил Валерия Зорькина на должность председателя Конституционного Суда. Его кандидатуру на пост руководителя высшего органа конституционного правосудия страны представил Президент РФ Владимир Путин, а затем ее поддержал Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества.

Валерий Зорькин избран на эту должность в шестой раз: он занимал этот пост в период с 1991 по 1993 г., а затем вновь стал председателем КС РФ в 2003 г. и переизбирался в 2006, 2009 и 2012 гг. Его полномочия продлятся до 2024 г.

После своего переназначения Валерий Зорькин выступил с короткой речью в Совете Федерации, напомнив, что Конституционный Суд хотя и не разрешает конкретных дел, которые рассматривают суды общей юрисдикции и арбитражные суды, но вместе с тем сопричастен к ним, решая вопрос о судьбе законов и других нормативно-правовых актов.

«И естественно, если Конституционный Суд принимает решения, которые показывают в какой-то степени недостаток закона или его правоприменительной практики, то тогда такое дело пересматривается», – отметил он.

Валерий Зорькин добавил, что далеко не все довольны решениями, которые выносит Конституционный Суд. В качестве примеров он привел два решения по смертной казни, вынесенные в 1999 и в 2009 гг., в соответствии с которыми смертная казнь не применяется, хотя в Уголовном кодексе она предусмотрена. «Тогда 70% населения поддерживало, чтобы за особо тяжкие преступления против жизни была, наоборот, смертная казнь. Но Конституционный Суд исходил из того, что в свете нашей Конституции и обязательств, данных Россией при вступлении в Совет Европы, мы не могли по-другому поступить. Это было сложное решение при такой ситуации в стране», – рассказал председатель КС РФ.

Он также привел и иной пример дела, решение по которому вызвало критику Суда, а именно дело ЮКОСа: «Здесь недовольна была Европа. Но, вступая в Совет Европы, мы руководствовались своей Конституцией. Я просто напомню, что Конституционный Суд исходил из того, что есть трехлетний срок взыскания по налоговым платежам. ЮКОС не платил, а когда дело дошло до суда, то трехлетний срок уже истек. Но Суд занял такую позицию: если плательщик препятствовал взысканию налога и работе налоговой комиссии, если он своими действиями искусственно тормозил нормальное течение трехлетнего срока для взыскания, конечно же, это является нарушением Конституции».

Валерий Зорькин отметил, что, хотя решение Конституционного Суда по этому делу вынесено в 2005 г., Страсбургский суд не мог определиться с решением в течение почти 10 лет. «Наконец, он решил, что акционеры были обижены и поэтому решение России было неправильным. Мы не против того, чтобы эти акционеры получили свое вознаграждение, если они его заслуживали, но это акционерное общество, и там нет такой ситуации, когда только руководство отвечает, а акционеры ни при чем – они несут солидарную ответственность. Что мы сказали западным государствам – пожалуйста, помогите России: откройте счета, которые были выведены из страны, посмотрите, сколько там денег, и, пожалуйста, заплатите акционерам, перед этим уплатив долги, которые не уплатил ЮКОС. Конечно, это решение многим не понравилось, но у Конституционного Суда не было никакой другой возможности решить это дело иначе», – заявил судья.

Кроме того, Валерий Зорькин отметил, что хотя не все дела равнозначны и по ним выносятся постановления, но КС выносит ежегодно тысячи определений, многие из которых также содержат разъяснения о том, что закон не может быть признан неконституционным, так как совершенно очевидно отсутствие какой-либо его неопределенности. «Такие определения тоже служат ориентиром для практики: для адвокатов, практикующих в судах, и для самих судей», – подчеркнул председатель КС РФ.

В завершение выступления он сказал, что в своей работе Суд имеет дело со множеством сталкивающихся интересов: законодателя, правоприменителя, граждан, государства и др. «Хочу заверить, что хотя Конституционный Суд, наверное, и имел практику, когда были не очень удачные решения с профессиональной точки зрения, но мы всегда стремились к тому, чтобы выполнять принципы Конституции – никому и ничему больше Конституционный Суд не подчиняется», – констатировал Валерий Зорькин.

Рассказать:
Яндекс.Метрика