×

20 лет конституции – что дальше?

Юбилей Конституции – хороший повод для обобщения опыта применения конституционных норм
Материал выпуска № 1 (162) 1-15 января 2014 года.

20 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ – ЧТО ДАЛЬШЕ?

Юбилей Конституции – хороший повод для обобщения опыта применения конституционных норм

Мальфанов12 декабря 2013 г. исполнилось 20 лет действующей Конституции РФ, заложившей основы новой российской государственности. Содержащиеся в ней приоритеты и принципы на многие годы определяли и продолжают определять вектор правового и социально-экономического развития нашей страны.

Основы правового государства
Положения Конституции, закрепляющие сильную президентскую власть, верховенство закона, приоритет защиты прав граждан и другие прогрессивные нормы, призваны обеспечивать укрепление Российского государства как гаранта безопасности и благополучия его граждан, соблюдения законности, создания условий для процветания экономики, науки, культуры и всей социальной сферы.

Очевидно, что до настоящего времени многие положения Конституции не в полной мере были реализованы на практике и в значительной степени остаются целями-декларациями. Поэтому первостепенной задачей является их претворение в жизнь путем внесения дальнейших изменений в действующее законодательство и правоприменительную практику. При этом следует учесть, что Конституция РФ – это основной закон страны прямого действия, который обязателен для всех (ст. 15).

Статья 1 Конституции предусматривает, что Российская Федерация – правовое государство.

В соответствии со ст. 18, 19 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом.

Деструктивный правовой нигилизм, который негативно сказывается на всех сферах жизни государства и общества, – это прежде всего неуважение Конституции.

Совершенствование судебной системы в сфере уголовного судопроизводства
Особое значение имеет анализ реализации основополагающих конституционных норм и принципов в организации и деятельности судебной системы, которые должны обеспечить реальное исполнение законов и защиту прав граждан и юридических лиц на всей территории РФ (ст. 46, 47, 49, 50, 52).

В соответствии со ст. 48 Конституции каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения соответственно.

В ходе проводимой после принятия Конституции РФ судебной реформы произошел целый ряд позитивных изменений в организации и деятельности судебной системы, в частности таких, как создание эффективно действующих Конституционного Суда РФ, системы арбитражных судов, военных судов, института мировых судей, введение суда присяжных и апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции, укрепление материально-технической базы судов и существенное увеличение зарплаты судей, повышение степени информационной открытости судебной системы, сокращение сроков рассмотрения дел.

Эти изменения позволили укрепить правовые основы Российского государства и его авторитет на международной арене, способствовали значительному социально-экономическому прогрессу страны в предыдущие годы.

Однако недостаточно последовательное проведение судебной реформы, растянувшееся на много лет, и даже в ряде случаев элементы контрреформы, особенно в реальной правоприменительной практике, привели к тому, что нынешнее состояние судебной системы становится тормозом в дальнейшем развитии российской государственности и социально-экономической сферы, отрицательно влияет на деловую активность и инвестиционную привлекательность нашей страны.

На VI Всероссийском съезде адвокатов в апреле 2013 г. адвокатское сообщество как один из ведущих и дееспособных институтов гражданского общества выразило глубокую обеспокоенность негативными явлениями, имеющимися в правоприменительной практике судов общей юрисдикции в сфере уголовного судопроизводства, указав следующее.

Непоследовательное применение судами общей юрисдикции при рассмотрении уголовных дел, в том числе при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, основополагающих принципов судопроизводства, отличающих правосудие от произвола, – презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК РФ), состязательности и равенства сторон уголовного судопроизводства (ст. 15 УПК РФ), законности (ст. 7 УПК РФ), – недостаточность процессуальных прав защитников, возможность безнаказанного и немотивированного игнорирования их обоснованных ходатайств и иных обращений к судьям стали причинами доминирования стороны обвинения в ущерб общественно значимым задачам уголовного судопроизводства, установленным ст. 6 УПК РФ, включая защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Наиболее очевидным свидетельством такого доминирования является близкий к нулю процент вынесенных судами и вступивших в законную силу оправдательных приговоров по уголовным делам публичного обвинения, который на несколько порядков ниже, чем в странах с развитыми правовыми системами, и значительно ниже даже по сравнению с наиболее сложными периодами истории нашей страны. Многие из ныне действующих судей вообще никогда не выносили оправдательных приговоров.

Такое положение не только дискредитирует отечественную судебную систему и Российское государство в целом, но и означает фактическую невозможность гражданина РФ, необоснованно подвергающегося уголовному преследованию, добиться своего оправдания и реабилитации законным путем, создает угрозу свободе и личной неприкосновенности всех граждан вне зависимости от их социального и имущественного положения, а также условия для различных злоупотреблений должностных лиц в сфере уголовного судопроизводства и роста протестных, в том числе экстремистских, настроений среди населения.

Ослабление судебного контроля за законностью и обоснованностью действий, способов и методов, используемых должностными лицами на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, не способствует повышению эффективности работы правоохранительных органов, исключению случаев применения незаконных методов расследования, заведомого использования оговора и самооговора граждан, ложных заключений зависимых экспертов, различного рода провокаций и фальсификаций, в том числе в целях улучшения формальных статистических показателей в рамках существующей системы оценки деятельности указанных органов.

Кроме того, в результате наличия таких перегибов и перекосов в системе уголовного судопроизводства наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству заключенных на душу населения, что в свою очередь способствует росту социального сиротства, разрушению социальных связей в обществе, искусственному воспроизводству преступности, ухудшению демографической ситуации в стране, лишению значительной части трудоспособного населения возможности работать, заниматься общественно полезным трудом, ухудшает инвестиционный климат, препятствует поступательному развитию экономики, предпринимательской и иной экономической активности среди населения, влечет огромные бюджетные расходы на содержание под стражей большого количества граждан, в том числе за незначительные правонарушения, которые в советский период влекли за собой применение штрафов либо мер общественного воздействия (например, кража курицы из соседского курятника по действующему законодательству квалифицируется как преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 158 УК РФ, по признаку проникновения в иное хранилище, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет).

Ряда позитивных изменений, внесенных ранее в УПК РФ и УК РФ по инициативе Президента РФ и направленных на исправление сложившегося положения, нетерпимость которого для обеспечения законных интересов граждан, общества и государства очевидна не только для профессионалов, но и для широких слоев населения, оказалось недостаточно для кардинального улучшения ситуации в сфере уголовного судопроизводства.

Правовой статус адвокатов, выступающих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников, нуждается в существенном укреплении как мера усиления и повышения эффективности контроля гражданского общества за деятельностью должностных лиц в данной сфере. Не способствует действенной защите прав граждан в уголовном судопроизводстве и существующая абсурдная система оплаты труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению государства, которая предусматривает соответствующее финансирование через органы обвинения – процессуальных противников, использующих данное обстоятельство для обеспечения «лояльности» защитников и их формального отношения к участию в деле.

Все это требует неотложных совместных действий государства, адвокатуры и других институтов гражданского общества с привлечением независимых экспертов по разработке и принятию комплекса законодательных, организационных, кадровых, информационных и иных мер, направленных на системное устранение негативных явлений в сфере уголовного судопроизводства.

Направления дальнейшего реформирования
Основными направлениями судебной реформы в сфере уголовного судопроизводства должны стать:

– обеспечение реальной объективности и беспристрастности суда;

– повышение роли ВС РФ как гаранта реализации конституционных прав граждан на судебную защиту от необоснованного уголовного преследования, соблюдения в судебной практике принципов презумпции невиновности, состязательности и равноправия сторон;

– усиление судебного контроля за законностью и обоснованностью действий и решений должностных лиц на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, обеспечение принципиального реагирования суда на выявленные нарушения законности и прав граждан со стороны должностных лиц;

– укрепление правового статуса защитников в уголовном судопроизводстве, в том числе в рамках реализации принятой Правительством РФ Государственной программы «Юстиция»;

– изменение приоритетов в формировании судейского корпуса в целях попадания в него наиболее достойных представителей юридической профессии.

Недавно в ряде регионов РФ, в том числе в Орловской, Брянской, Кировской областях, общественной организацией «Правовая реформа» был осуществлен интересный проект, профинансированный из средств, выделенных Президентом РФ на поддержку некоммерческих организаций. Данный проект предусматривал опрос граждан, правозащитников и адвокатов в целях получения общественной оценки деятельности каждого конкретного федерального судьи по нескольким критериям, в том числе таким, как объективность, этичность при ведении судебных заседаний и т.д.

По результатам опроса рейтинг судей как у профессиональных юристов, так и у простых граждан оказался практически идентичным. Разница состояла лишь в том, что адвокаты ставили судьям более высокие оценки, чем граждане, которые относились к их деятельности довольно критично. Следовательно, разговоры о том, что недоверие значительной части населения к судебной системе объясняется непониманием и недостаточностью информации о деятельности судей, ошибочны.

Таким образом, в настоящее время перед Российским государством и обществом стоит важнейшая задача по подготовке и проведению следующего этапа судебной реформы, которая должна заключаться в целенаправленном совершенствовании уголовного судопроизводства в целях устранения известных перекосов в законодательстве и правоприменительной практике, в принципиальном повышении роли и усилении значения стороны защиты для достижения реальной состязательности и равноправия сторон при рассмотрении уголовных дел, в предоставлении адвокатам больших возможностей по сбору доказательств и своевременному выявлению злоупотреблений со стороны всякого рода «оборотней в погонах», нарушающих права граждан в этой сфере. Только так можно добиться подлинного правосудия при рассмотрении уголовных дел, установления объективных обстоятельств и, как следствие, достижения основных общественно значимых целей уголовного судопроизводства, предусмотренных ст. 6 УПК РФ:

– защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

– защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Полагаю, что адвокатское сообщество в целом и в первую очередь ФПА РФ должны сыграть активную роль в подготовке и реализации нового этапа судебной реформы, прежде всего конкретных предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

В последнее время в системе адвокатуры выросло новое поколение высококвалифицированных юристов, неравнодушных к своей стране, обладающих высокими морально-этическими качествами, на самом деле заинтересованных в укреплении правовых начал в жизни государства и общества – настоящих «солдат» законности, которые являются естественными сторонниками построения в России правового государства. Ведь только в правовом государстве имеется необходимость в настоящих адвокатах, а не всякого рода мошенниках и умельцах «решать вопросы» неправовыми методами.

Такому кадровому ресурсу, который еще слабо используется государством, многое по плечу, в том числе укрепление правовых основ российской государственности, правовая защита экономики и бизнеса и социальных прав граждан на долгие годы вперед.

Сергей МАЛЬФАНОВ,
вице-президент ФПА РФ, представитель ФПА РФ в Центральном федеральном округе, президент АП Орловской области