×

Адвокаты на передовой

О боевых подвигах московских присяжных поверенных в период Первой мировой войны
Материал выпуска № 9 (194) 1-15 мая 2015 года.

АДВОКАТЫ НА ПЕРЕДОВОЙ

О боевых подвигах московских присяжных поверенных в период Первой мировой войны

Представляем вниманию наших читателей отрывок из Отчета Совета присяжных поверенных округа Московской судебной палаты за 1916 год1 о самоотверженном труде отряда московской присяжной адвокатуры во времена боевых сражений в ходе Первой мировой войны.

15 февраля 1916 года на имя Председателя Совета поступило нижеследующее письмо командира ** армейского корпуса2:

«Милостивый Государь Дмитрий Николаевич, Летучий отряд московской адвокатуры с 28 мая 1915 года состоит при вверенном мне корпусе.

Московская адвокатура участвует не только личным трудом, но материально в расходах отряда, носящего ее имя, почему я и полагаю, что Вам как ее представителю интересно знать о деятельности отряда Вашего имени и Вы, может быть, не откажете поделиться сведениями из моего письма с заинтересованными в деятельности отряда лицами.

У меня имеется много фактов, подтверждающих данную мною ниже характеристику деятельности отряда, и много фактов самоотверженных действий и подвигов лиц мужского и женского персоналов, но неимение времени не позволяет мне поделиться этим с Вами.

Руководителями отряда за это время были уполномоченные: присяжные поверенные Анцыферов, Воскобойников, Коссовский и Покровский; первый из них вскоре по прибытии в корпус выбыл, присяжный поверенный Воскобойников пробыл около месяца. О деятельности этих лиц могу отозваться с чувством глубокой благодарности и уважения, а особенно о Максиме Ильиче Коссовском.

С самого вступления в состав корпуса отряд обратил на себя внимание отличным подбором личного персонала, дисциплины, внутренним порядком и точным исполнением отдаваемых ему военным начальством распоряжений.

За все время не было ни одного случая, чтобы отряд не был в назначенное время в указанном ему месте: благодаря этому никогда никому не надо было тратить время на разыскивание отряда в бою: всякий санитар и раненый были убеждены, что найдут отряд там, где ему приказано быть.

Начиная с уполномоченных до самых младших чинов все в отряде одинаково смело, спокойно и уверенно работали в боях под артиллерийским и ружейным огнем и последними покидали поле сражения, подбирая раненых и подавая помощь часто в первой линии.

На долю отряда выпала усиленная, продолжительная, часто непрерывная и, казалось, непосильная работа во время ожесточенных, почти непрерывных боев в июне, июле, августе, сентябре и октябре, и только в ноябре настало затишье. Отряд помогал не только раненым своих дивизии и корпуса, но и всех других частей, попавших в боевой район корпуса, и можно смело сказать, что офицерский состав дивизии, при которой он состоит, и большой численности состав нижних чинов прошли через руки отряда и унесли в своих сердцах чувство теплой благодарности за самоотверженную работу и помощь, оказанную им во время боев. Во время ночлегов чины отряда всегда старались выбрать себе лично худшие помещения, чтобы лучшие предоставить раненым и войскам.

В редкие и краткие перерывы боев отряд кормил беженцев и оказывал им медицинскую помощь.

В период затишья отряд продолжал неустанно работать не покладая рук для своих дивизии и корпуса и части местного населения. Отряд московской адвокатуры, зная отлично нужды солдат, устроил для них баню, выдачу белья после бани, стирку грязного белья, починку белья, дезинфекцию вещей и белья, продажу белого хлеба по материальной цене, чайную, снабдил все полки своей дивизии отличными и очень практичными прачечными – банями, балует нижних чинов раздачей подарков с нужными вещами, дает приют и кормит останавливающихся передохнуть офицеров и чиновников и в то же время отряд служит этапным пунктом, лазаретом для всех раненых и ознобившихся офицеров и нижних чинов и кормит местное население.

С чувством глубочайшего уважения отношусь к кипучей разносторонней и в высшей степени благотворной деятельности отряда, к главному инициатору и руководителю всех работ, глубокоуважаемому мною и корпусом Максиму Ильичу Коссовскому, который твердой, талантливой рукой управляет отрядом, и ко всем чинам отряда. Такая деятельность и сердечное, соединенное с самопожертвованием отношение к дивизии и корпусу сроднило отряд с войсками, снискало ему глубокое уважение и расположение и сделало популярным: «Московскую адвокатуру», «Наш Московский Отряд», «Московскую Политуру» (исковерканное солдатами слово «адвокатура») Вам покажет всякий солдат дивизии, в особенности их бывших раненых; персонал отряда является всегда желательными и приятными приглашенными гостями при примитивных развлечениях, устраиваемых для нижних чинов на резервных позициях.

О выдающейся деятельности отряда я считал долгом службы своевременно донести своему начальству.

Государю Императору благоугодно было пожаловать Георгиевские кресты и медали для наиболее отличившихся нижних чинов в упорных и кровопролитных боях в августе и сентябре: награды эти раздавал лично великий князь Георгий Михайлович. Его Императорское Высочество лично передал Георгиевские медали Максиму Ильичу Коссовскому, Георгию Павловичу Покровскому, студенту Дмитрию Босяцкому, сестрам милосердия – Иловайской, Липинской, Матвеевой и Ордынец. Эта вполне заслуженная солдатская награда еще крепче связала отряд московской адвокатуры в одну родную, боевую товарищескую семью с ** корпусом.

Настоящее мое письмо, несомненно, не блещет красотою слога: оно явилось следствием желания выказать чувство искренней благодарности в деятельности отряда московской адвокатуры и если и грешит слогом, то зато вполне правдиво.

Позвольте просить Вас и московскую адвокатуру принять глубокую и сердечную благодарность и привет от корпуса, начиная от меня, самого старшего солдата в корпуса, до младшего рядового за ту помощь, которую оказываете нам через Ваш отряд во все периоды военных действий и затишья, за помощь и раненым, и больным, и здоровым воинам за то, что Ваша помощь увеличивает наши силы. Мы все здесь глубоко убеждены, что близится время, когда навалимся на ненавистных немцев и раздавим их.

Прошу принять чувства глубокого уважения и преданности всегда готового к Вашим услугам (подпись)».

Андрей ПОЛЯКОВ,
адвокат АП Москвы

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 9 за 2015 г.



1 50-й отчет. Вып. 1. Январь–апрель. М., 1916. С. 16–20.
2 Орфография и пунктуация исправлены, авторский стиль сохранен. – Прим. ред.

Яндекс.Метрика