ЧТЕНИЕ НА НОЧЬ
Досужие размышления в связи с необязательным чтением законодательных актов
И если мне неймется и не спится
Или с похмелья нет на мне лица –
Открою кодекс на любой странице,
И не могу, читаю до конца.
В. Высоцкий
Открою кодекс на любой странице,
И не могу, читаю до конца.
В. Высоцкий

Признаюсь честно: давно я не испытывал от чтения такого удовольствия, сопряженного с любопытством наблюдателя, удивлением исследователя, мефистофелевской иронией и фаустовским непониманием происходящего (или прочитанного). Насчет мефистофелевского и фаустовского я, конечно, пошутил, но ощущение причастности к чему-то непонятному и даже трансцендентному меня не покидает.
Итак, начнем неспешное чтение.
Конечно, я разделяю недоумение уголовно-правовой науки относительно исключения признака «заведомости» из ст. 131 и 132 УК РФ. Но здесь-то, кажется, всё в порядке. Верховный Суд РФ в решении по конкретному делу пояснил, что исключение из прежней редакции указания о «заведомости» совершения изнасилования потерпевшей, не достигшей 14 лет, не освобождает органы следствия от обязанности доказывания наличия умысла у виновного лица на совершение инкриминируемых ему действий (Бюллетень ВС РФ.2011. № 8.С. 30–31).
Законодателю, ведомому чувством лютой справедливости, не удалось пробить брешь в достаточно изученной и разработанной теории квалификации преступлений. Умысел как элемент состава преступления вроде бы остался, во всяком случае, в практике правоприменения.
С этим недавно разобрались. В этой части ничего не удивило. Открытия были дальше.
Сергей АФАНАСЬЕВ,
адвокат АП г. Санкт-Петербурга
Полный текст читайте в печатной версии "АГ" № 20 за 2012 г.
адвокат АП г. Санкт-Петербурга
Полный текст читайте в печатной версии "АГ" № 20 за 2012 г.