×

Векторы пессимизма

Государство не доверяет бизнесу, а бизнес – государству
Материал выпуска № 20 (133) 16-31 октября 2012 года.

ВЕКТОРЫ ПЕССИМИЗМА

Государство не доверяет бизнесу, а бизнес – государству

форум корпоративных юристов

3–4 октября 2012 г. в ММПЦ РИА Новости состоялся форум корпоративных юристов «100 шагов вперед: бизнес и государство». Как отметил открывший форум генеральный директор РАПСИ Виталий Ушканов, взаимоотношения бизнеса и государства никогда не будут бесконфликтными, поэтому тем более важно ввести эти взаимоотношения в правовую сферу и разрешать все конфликты цивилизованными методами.


Перспективы развития бизнеса в России в связи с последними законодательными изменениями и особенности правового сопровождения бизнеса обсуждались на пленарном заседании, модератором которого выступил первый вице-президент ФПА РФ, управляющий партнер МКА «Юридическая фирма “ЮСТ”» Юрий Пилипенко. Эта тема была продолжена в рамках сессии, посвященной экономической и правовой защите бизнеса и модерировавшейся председателем комитета по экономической безопасности бизнеса Ассоциации менеджеров России, управляющим партнером АБ «Леонтьев и партнеры» Вячеславом Леонтьевым.

Юрий Пилипенко предложил участникам дискуссии опровергнуть тезис о том, что в настоящее время государство не обеспечивает правовых условий для развития бизнеса.

«Иногда на основе не только умозрительного восприятия, но и собственной юридической практики у меня складывается впечатление, – сказал он, – что многие экономические отношения в нашей стране регулируются, скорее, уголовным правом. Еще одно наблюдение сводится к тому, что в последние годы усиливается так называемый левый тренд в политике и законодательстве, идеологией которого является перераспределение. В сфере регулирования экономических отношений он состоит, например, в том, что законодатель заботится не столько о развитии налогооблагаемой базы, сколько о том, чтобы эту базу учесть и взыскать все налоги до копеечки. Если и дальше будем двигаться в этом направлении, то может случиться так, что перераспределять станет уже нечего».

Развеять пессимизм никому не удалось – лейтмотивом дискуссии была сложность правовой ситуации, в которой находится российский бизнес.

Неадекватные меры и нестабильность
Суть проблемы сформулировал партнер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Валерий Еременко: государство, как и раньше, не доверяет бизнесу, а бизнес – государству.

Вместо того чтобы, полагаясь на добросовестность участников делового оборота, развивать саморегулирование и обеспечивать тем самым благоприятные для бизнеса условия, государство зачастую выбирает неадекватные в юридическом смысле, то есть избыточно жесткие, меры регулирования.

Находясь в такой ситуации, российский бизнес уходит в другие юрисдикции: не только крупные и средние, но уже и мелкие компании предпочитают структурировать свои сделки по английскому праву – споры между российскими предпринимателями все чаще разрешаются в лондонских судах.

Конкурентоспособность российского права может быть повышена, в частности, путем принятия новой редакции Гражданского кодекса, которая учитывала бы реалии современной экономической деятельности.
О состоянии проекта изменений в ГК РФ рассказал первый заместитель председателя Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ, заведующий кафедрой гражданского права МГУ им. М.В. Ломоносова Евгений Суханов.

После того как согласованный с Минэкономразвития, Правительством РФ, Минюстом проект был внесен Президентом РФ в Госдуму и единогласно одобрен в первом чтении, Правительство представило свыше 70 замечаний, Администрация Президента внесла ряд существенных дополнений (в первую очередь в раздел о юридических лицах) и предложила пяти ведущим юридическим вузам создать некоммерческое партнерство, которое будет заниматься рецензированием проекта изменений в ГК. Кроме того, между первым и вторым чтением поступило свыше двух тысяч поправок и предложений от представителей бизнеса, которые обращались с соответствующими письмами на имя Президента РФ.

Отвечая на вопрос Юрия Пилипенко о том, не уменьшились бы сложности с принятием поправок в ГК, если бы в нашей стране существовал закон о цивилизованном лоббизме, Евгений Суханов сказал, что ему импонирует опыт Германии, где законопроекты в бундестаг вправе вносить только министерство юстиции после согласований с ведущими специалистами в соответствующих сферах права. Это позволяет сохранять высокий уровень юридической техники, о которой в нашей стране уже давно забыли, так как тексты законопроектов готовятся зачастую не профессиональными юристами, а экономистами. Их оплошности затем приходится исправлять высшим судам, в результате чего неоправданно большую роль в нашей стране играют судебная практика и акты толкования права, издаваемые ВАС РФ и ВС РФ.

Уровень юридической техники таков, что в некоторых ситуациях бизнес вынужден идти на нарушение некоторых требований закона, так как их просто невозможно соблюдать на практике. «Мы не можем в полной мере поручиться за успешную защиту интересов бизнеса, – отметил директор по правовому обеспечению ОАО «МГТС» Иван Никитин, – пока для него не установлены нормальные правила поведения».

К числу моментов, существенно осложняющих деятельность отечественных предпринимателей, относятся также «ручное управление» в сфере экономики, неопределенность правового регулирования, нестабильность законодательства.

Правила, устанавливаемые законодателем, должны быть не только реально выполнимыми, но и предсказуемыми для инвестора. Для успешного развития бизнеса необходима стабильная правовая ситуация, а не постоянное изменение юридических условий, как это происходит сейчас. Ежегодно принимается огромное количество законов, причем значительную часть из них составляют акты о внесении изменений в новые законы.

При таких обстоятельствах инвестор зачастую уже не требует от представителей властных структур каких-либо особых условий или льгот – он просит лишь о том, чтобы на определенный период были зафиксированы юридические условия, в которых он находится в настоящее время.

По мнению большинства участников форума, ситуацию можно улучшить, если представители бизнеса и их юристы будут более активно участвовать в разработке и обсуждении проектов законодательных актов в составе рабочих групп и комитетов при различных государственных структурах. При этом отмечалось, что и таким путем им далеко не всегда удается довести свою позицию до представителей власти, так как не все ведомства адекватно относятся к их предложениям. В качестве решения этой проблемы предлагалось, в частности, принятие соответствующего нормативного акта.

Беспомощные попытки
К недостаткам законодательства прибавляются пороки правоприменительной практики – коррупция, пренебрежение правом со стороны правоохранительных органов, избирательность правосудия, нарушение принципа равенства всех перед законом и судом. При этом попытки ограничить произвол правоохранителей по отношению к предпринимателям пока оказываются неудачными.

Так, по мнению члена комитета по экономической безопасности бизнеса Ассоциации менеджеров России Сергея Романова, «беспомощным и неработоспособным» является вынесенный Минэкономразвития на общественное обсуждение проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на исключение возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования».

Анализируя этот документ, Сергей Романов обратил внимание, в частности, на то, что составы преступлений, предусмотренных предлагаемыми им новыми статьями УК РФ – «Вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица», «Незаконное возбуждение уголовного дела» и «Незаконные оперативно-розыскные мероприятия, незаконные следственные действия», охватываются двумя действующими статьями УК РФ – «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285) и  «Превышение должностных полномочий» (ст. 286). В то же время новые статьи предусматривают менее суровое наказание. В случае принятия законопроекта это будет означать смягчение наказания за совершение преступлений, предусмотренных ст. 285 и 286, так как в новом контексте эти нормы работать не будут.

До тех пор пока не нормализуется ситуация в правоприменении, никакие изменения в законодательстве не смогут дать положительного эффекта. Такое мнение высказал Евгений Суханов, позицию которого поддержал Сергей Романов. Любые жалобы на действия правоохранителей, по сути, игнорируются прокуратурой и судом – все их ответы сводятся к тому, что следователь является независимым лицом в уголовном процессе и поэтому вправе действовать так, как считает целесообразным. Поэтому без обновления кадров правоохранительных органов и суда ситуация, в которой сейчас находится отечественный бизнес, вряд ли существенно улучшится.

Мария ПЕТЕЛИНА,
заместитель главного редактора «АГ»