×

Межличностные коммуникации не запрещены

Адвокату необходимо проявлять осторожность и осмотрительность при общении с присяжными заседателями
Материал выпуска № 20 (133) 16-31 октября 2012 года.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ НЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Адвокату необходимо проявлять осторожность и осмотрительность при общении с присяжными заседателями

ПрисяжныеФедеральный судья М. окружного военного суда 3. направил в Адвокатскую палату г. Москвы частное постановление, в котором указал, что в ходе рассмотрения уголовного дела, находящегося в производстве данного судьи, адвокат В. «достоверно зная о запрете присяжным заседателям общения с участниками процесса за пределами зала судебных заседаний, умышленно допустил контакт с присяжными заседателями».

В частном определении указано, что «по окончании судебного заседания В. проводил двух присяжных заседателей до станции метро, возле которой продолжил общение с ними, даже несмотря на сделанное им замечание другими присяжными заседателями, также следовавшими домой. В результате суд отстранил от дальнейшего участия в судебном заседании присяжных заседателей, нарушивших принятую ими присягу. Такое поведение адвоката В. суд расценивает как вмешательство в деятельность суда в целях воспрепятствования правосудию».

Могут ли присяжные общаться с адвокатами?
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». По смыслу ст. 46 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 15 (ч. 4) и 17 (ч. 1), а также со ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод одним из неотъемлемых свойств права на судебную защиту и необходимым условием справедливого судебного разбирательства является право на объективный суд, предполагающее отсутствие предубеждения и пристрастности судей. Поэтому федеральный законодатель при осуществлении соответствующего правового регулирования в целях обеспечения эффективности судебной власти и способности судебной системы реально гарантировать право каждого на справедливое судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом должен исходить из того, что принципиальное требование беспристрастности суда распространяется как на профессиональных судей, так и на входящих в состав суда присяжных заседателей.

В ст. ЗЗЗ УПК РФ закреплены права и обязанности присяжных заседателей. В ч. 2 данной статьи указано, что присяжные заседатели не вправе общаться с лицами, невходящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела.

Проанализировав изложенные выше нормативные положения, а также иные нормы законодательства, комиссия в своем заключении отметила, что законодатель закрепляет возможность легального осуществления межличностной коммуникации при рассмотрении уголовных дел в основном между присяжными заседателями (иногдастаршиной присяжных заседателей) и председательствующим в судебном заседании профессиональным судьей (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 333, ч. 4 ст. 335, ч. 5 ст. 340, ч. 1 ст. 344, ч. 5 ст. 344 УПК РФ).

Между тем как отмечает комиссия, закон не содержит абсолютного запрета на общение присяжных заседателей с лицами, не входящими в состав суда. Данный вывод основывается на буквальном толковании п. 3 ч. 2 ст. 333 УПК РФ, в соответствии с которым «присяжные заседатели не вправе общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела». Таким образом, законодатель, запрещая присяжным заседателям общаться с лицами, не входящими в состав суда, указывает на предмет такого общения — «по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела». При этом не имеет значения место – присяжным заседателям запрещено общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств уголовного дела, как в зале судебного заседания, так и за его пределами. Следовательно, межличностные коммуникации присяжных заседателей с лицами, не входящими в состав суда, по поводу иных обстоятельств, не касающихся рассматриваемого уголовного дела, законодателем не запрещены.

По мнению комиссии, условия человеческого бытия, осуществление профессиональных и функциональных обязанностей предопределяют неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации (как вербальной, так и невербальной). Социальные, общекультурные и психологические факторы обусловливают необходимость межличностного общения как между участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения и защиты, так и между другими участниками уголовного судопроизводства, не исключая присяжных заседателей.

Поэтому квалификационная комиссия не согласилась с толкованием закона федеральным судьей М. окружного военного суда 3., изложенным в частном постановлении от 19 мая 2010 г., согласно которому присяжным заседателям запрещено общаться с участниками процесса за пределами зала судебных заседаний.

Сергей АНИСИМОВ,
корр. «АГ»

Полный текст статьи читайте в № 20 "АГ" за 2012 г.

Яндекс.Метрика