×

Процессуальный тупик

Примирение сторон похоронило дефекты уголовного судопроизводства
Материал выпуска № 20 (133) 16-31 октября 2012 года.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ТУПИК

Примирение сторон похоронило дефекты уголовного судопроизводства

СемячковЕсли бы не примирение сторон, суду пришлось бы прекратить дело за недоказанностью: не было бы не только судимости, но и компенсации за моральный вред.

28 мая 2011 года. День пограничника на окраине Тюмени отмечали как обычно. Мужики, в зеленых фуражках и без, поздравляли друг друга и угощались на улицах. К вечеру винная энергия запросилась наружу.

Кучка парней пьяно и вразнобой толковала «каждый о своем». Будущий покойник сидел на корточках спиной к торцу крупноблочного дома. Пустячного недовольства хватило, чтобы стоящий напротив собеседник пнул вытянутой левой ногой в лицо. Бетонная стена устояла под ударом откинувшейся затылком назад головы, а Алексей повалился на бок. Компания равнодушно сместилась к подъезду. Мол, на границе и не такое бывало. Вода из пластиковой бутылки, вылитая на лицо сердобольными женщинами, привела его в чувство. А затем и к скамейке, вокруг которой расположились бывшие погранцы.

Нокаутированный стал беззлобно справлять малую нужду рядом с приятелями. Это возмутило другого собутыльника. Он послал его не только на…, но и к трансформаторной будке. А для ускорения толкнул правой рукой в спину. Алексей громыхнул лбом о каменную стену подстанции и рухнул на асфальт затылком. Его подтащили поближе к народу, чтобы отсиживался на виду.

Когда решили продолжить празднование в доме, то завели Алексея в его квартиру и уложили в чем был. Ночью и под утро навестили: спит. На исходе третьих суток родственник, навещавший его вечерами, вызвал скорую помощь. Та транспортировала его на носилках в больницу. Срочная трепанация черепа с удалением гематомы, сдавливавшей мозг. В реанимации он «выдюжил» еще восемь суток. Благодаря или вопреки стараниям врачей.

В день смерти, 9 июня, следователь вынес постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы трупа. Врач – судебно-медицинский эксперт, вскрывший больничный труп, об указанных нюансах не знал. Обнаружил в черепе гематому, то ли не удаленную полностью нейрохирургами, то ли накопившуюся после операции из-за продолжавшегося кровотечения. Все повреждения головы оценил как тяжкий вред здоровью и приведшие к смерти. После вскрытия 10 июня следователь возбудил уголовное дело за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Двум обидчикам 12 и 14 июня избрал меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Так за считанные дни были созданы процессуальные и медицинские проблемы, которые не удалось разрешить ни за полгода предварительного следствия, ни на суде.

Анатолий СЕМЯЧКОВ,
частный врач, судебно-медицинский эксперт (г. Тюмень)

Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 20 за 2012 г.


Яндекс.Метрика