ДОБРОСОВЕСТНО И РАЗУМНО
Злоупотребление правом как самостоятельное основание для признания сделки недействительной
За последние несколько лет судебная практика применения ст. 10 ГК РФ, содержащей запрет на злоупотребление субъективными гражданскими правами, при разрешении корпоративных споров прошла несколько стадий. На первом этапе суды крайне неохотно признавали действия сторон злоупотреблением правом, предпочитая использовать иные специальные нормы. Однако в дальнейшем в связи с увеличением числа подобных споров, а также появлением разъяснения и ряда постановлений Президиума ВАС РФ количество судебных решений, указывающих на злоупотребление правом, значительно возросло. Вместе с тем анализ этих судебных решений показывает, что правоприменительная практика по данному вопросу далеко не единообразна.В соответствии со ст. 10 ГК РФ под злоупотреблением правом понимается в том числе осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В теоретических работах злоупотреблению правом дано следующее определение: это особое гражданское правонарушение, совершаемое управомоченным лицом при осуществлении принадлежащего ему субъективного права, заключающееся в использовании им конкретной формы его осуществления, противоречащей социальному назначению права, и направленное на причинение вреда другому лицу (Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. М., 2008).
В практике арбитражных судов также встречается определение злоупотребления правом как умышленного поведения управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему гражданского права, сопряженного с нарушением установленных в ст. 10 ГК РФ пределов осуществления гражданских прав, причиняющего вред третьим лицам или создающего условия для наступления вреда.
Рассматривая понятие «злоупотребление правом», необходимо определить также понятие «добросовестность».
В соответствии с ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В гражданском праве, по наблюдениям И.Б. Новицкого, начало доброй совести используется в двух значениях. В одних случаях добрая совесть выступает в объективном значении как известное внешнее мерило, которое принимается во внимание законом, судом, применяющим закон, и рекомендуется участникам гражданского оборота в их взаимных отношениях. По мнению И.Б. Новицкого, открывается как бы новый источник, выступает параллельная или подсобная норма, призываемая к действию законом. В других случаях принимается во внимание добрая совесть в субъективном смысле как определенное сознание того или иного лица, как неведение некоторых обстоятельств, с которыми закон связывает те или иные юридические последствия (Новицкий И.Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права // Вестник гражданского права. 1916. № 6. С. 56).
Пример применения добросовестности в объективном значении дает ст. 53 ГК РФ, которая закрепляет обязанность лица, в соответствии с законом или учредительными документами выступающего от имени юридического лица, действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Пример добросовестности в субъективном значении содержится в ст. 302 ГК РФ: добросовестным считается приобретатель имущества, который не знал и не мог знать о незаконности своего владения.
Сергей УЧИТЕЛЬ,
сопредседатель коллегии адвокатов «Регионсервис», к.ю.н.
Олег ПАНЧИШИН,
помощник адвоката коллегии адвокатов «Регионсервис»
Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 12 за 2013 г.
сопредседатель коллегии адвокатов «Регионсервис», к.ю.н.
Олег ПАНЧИШИН,
помощник адвоката коллегии адвокатов «Регионсервис»
Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 12 за 2013 г.