×

налогоплательщики в плюсе

Обзор ключевых поправок в НК в части регулирования налогового мониторинга
Материал выпуска № 1 (186) 1-15 января 2015 года.

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ В ПЛЮСЕ

Обзор ключевых поправок в НК в части регулирования налогового мониторинга

4 ноября 2014 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий введение института налогового мониторинга. Необходимо отметить, что итоговый текст закона существенно отличается от первоначального: внесено множество уточнений и дополнений, ко второму чтению текст законопроекта был дополнен новыми нормами. Кратко рассмотрим содержание основных поправок.

Законодательное закрепление института горизонтального (налогового) мониторинга является давно ожидаемым событием. Это связано с тем, что подписание первых соглашений о расширенном информационном взаимодействии состоялось еще в декабре 2012 г. Всего в рамках пилотных проектов и в отсутствие какого-либо правового регулирования подобного рода отношений было подписано пять соглашений. Принятие соответствующего закона позволит многим крупным налогоплательщикам воспользоваться всеми преимуществами соглашений о расширенном информационном взаимодействии.

Запрет на проведение камеральных и выездных налоговых проверок
Первоначальный текст законопроекта предусматривал запрет на проведение налоговым органом выездных налоговых проверок за периоды действия соглашения о расширенном информационном взаимодействии. Это положение осталось, однако в принятой редакции более подробно описаны исключения, при которых выездные налоговые проверки проводиться могут (перечень закрытый).

Среди таких оснований: проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, осуществлявшего налоговый мониторинг; досрочное прекращение налогового мониторинга; невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа и пр.

Новые положения порадуют налогоплательщиков и даже, возможно, станут стимулом для заключения соглашений о налоговом мониторинге – в принятом законе предусматривается запрет на проведение и камеральных налоговых проверок.

Естественно, предусмотрен закрытый перечень исключения и из этой «льготы», например:
– представление налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
– представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) и пр.

Критерии для заключения соглашения о налоговом мониторинге
В итоговой редакции закона существенно снижены критерии, которым одновременно должна соответствовать организация, для того, чтобы обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга. Так, например, совокупная стоимость активов организации должна составлять не менее 3 млрд руб. (в первоначальной редакции – не менее 10 млрд руб.), а суммарный объем полученных доходов за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, – не менее 3 млрд руб. (вместо первоначальных 5 млрд руб.).

Нельзя не отметить еще одно позитивное изменение. Первоначально составители законопроекта о налоговом мониторинге поставили участников консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) в менее выгодные условия по сравнению с другими крупными налогоплательщиками, ограничив их в праве заключать соглашения о расширенном информационном взаимодействии.

Подобный подход лишал всех участников КГН предусмотренных привилегий (например, ограничения на проведение выездных налоговых проверок) и ставил эту категорию крупных налогоплательщиков в неравное положение. Более того, в целом ставилось под сомнение дальнейшее сотрудничество налоговых органов с теми компаниями – участниками КГН, которые уже заключили соглашения о расширенном информационном взаимодействии в рамках «пилотных» проектов.

Итоговая редакция закона исправила такое «неравенство», сняв ограничение для участников КГН заключать соглашения о налоговом мониторинге. Однако для данной категории налогоплательщиков положения закона вступают в силу несколько позже – с 1 января 2016 г.

Регламент информационного взаимодействия
Итоговая редакция закона вводит новое понятие – регламент информационного взаимодействия, являющийся одним из документов, представление которого обязательно вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга.

В нем отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления, уплаты налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), а также прописывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости и пр.

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Ирина МОСТОВАЯ,
главный юрист по налогообложению Юридической компании «НАФКО-Консультанты»

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 1 за 2015 г.