×

Необходимо изменить стереотипы

О публичных и частных интересах при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
Материал выпуска № 9 (218) 1-15 мая 2016 года.

НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ СТЕРЕОТИПЫ

О публичных и частных интересах при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу

Вопрос о соотношении публичных и частных интересов при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу чрезвычайно актуален – от его правильного решения зависят защита конституционных прав и законных интересов как потерпевших, так и подозреваемых либо обвиняемых, а также авторитет государства и доверие населения к государственной власти.

Разграничение понятий
Прежде всего, необходимо определиться с содержанием публичных и частных интересов при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, ответить на вопрос, основаны ли частные интересы на законе или они являются незаконными.

Интерес в уголовном процессе выступает как побудительная сила, приводящая в движение всю систему уголовного судопроизводства. Такая сила формируется определенными потребностями, к удовлетворению которых и стремится носитель интереса, будь то личность, государство, общество.

Публичный (общественный) интерес в уголовном процессе – это выгода общества в целом и конкретного человека в частности; то, что побуждает действовать так, а не иначе ради блага всего общества и отдельной личности; то, что должно быть движущей силой уголовного процесса, определять его динамику, выражать солидарность государственной власти и частных лиц.

Содержание публичного (общественного) интереса в современном уголовном процессе выражено в назначении уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ). Для общества в целом и для каждого законопослушного его члена важно, чтобы, с одной стороны, были защищены (восстановлены) права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а с другой – чтобы личность в сфере уголовного судопроизводства была защищена от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Законность, обоснованность, а также адекватность мер процессуального принуждения имеют значение как для лица, в отношении которого они применяются, так и для общества в целом. И не только потому, что меры процессуального принуждения затрагивают конституционные права личности (хотя это очень важно), но и в связи с тем, что применение, например, такой меры пресечения, как заключение под стражу, требует финансирования из государственной казны, которая пополняется в том числе за счет налогоплательщиков – граждан России.

Выразителями общественных интересов могут быть все участники уголовного процесса, но прежде всего – должностные лица, осуществляющие производство по делу в силу служебного долга. Однако это не исключает, что отдельные представители государственной власти могут преследовать не основанные на законе частные интересы.

Интерес личности (как должностного лица, так и гражданина) в уголовном судопроизводстве ограничен понятием «законный интерес» – это в первую очередь интерес, закрепленный в законе, а также интересы, которые, хотя и не предусмотрены правовой нормой, вытекают из закона, соответствуют ему.

Лариса МАСЛЕННИКОВА,
д.ю.н., профессор кафедры уголовно-процессуального права МГЮА

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 9 за 2016 г.


Яндекс.Метрика