НОВЫЕ РЕШЕНИЯ СОВЕТА
5 апреля состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был принят ряд важных решений
Совет ФПА РФ рассмотрел вопросы о вознаграждении адвокатов, участвующих в судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда; о внесении изменений в Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката; об основаниях и порядке поощрения (наградах); о развитии системы электронных ресурсов ФПА РФ; о создании Комитета по международным отношениям и института представителей ФПА РФ за пределами России; о взаимодействии с ФНС России.В заседании участвовали президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко, исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков, вице-президенты ФПА РФ Генри Резник, Светлана Володина, Геннадий Шаров, Владислав Гриб, Николай Рогачёв, Алексей Галоганов, члены Совета, КЭС, НКС, советники ФПА РФ, президенты адвокатских палат субъектов РФ.
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко проинформировал о работе Федеральной палаты адвокатов РФ за период между заседаниями Совета и о важнейших мероприятиях с ее участием, в том числе: конференции «Перспективы реформирования суда присяжных», проведенной 9 февраля в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; состоявшейся 11 февраля в Екатеринбурге XIII ежегодной международной научно-практической конференции «Ковалевские чтения»; проведенном 12 февраля в Екатеринбурге выездном совещании президентов адвокатских палат Уральского федерального округа; прошедшем 19 февраля заседании Научно-консультативного совета ФПА РФ, которое было посвящено вопросам адвокатской тайны и, в частности анализу правовых позиций, содержащихся в постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. № 33-П; состоявшемся 10 марта 43-м специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, которое было посвящено подготовке предложений об установлении дополнительных гарантий независимости адвокатов при исполнении ими профессиональных обязанностей; состоявшихся 4 и 5 апреля встречах руководства ФПА РФ с председателем Государственной Думы ФС РФ Сергеем Нарышкиным и председателем Совета Федерации ФС РФ Валентиной Матвиенко. С сообщениями о содержании этих встреч выступили также первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко и вице-президент ФПА РФ – представитель ФПА РФ в Приволжском федеральном округе Николай Рогачёв.
В отчетный период состоялся ряд поездок вице-президентов и членов Совета ФПА РФ в региональные адвокатские палаты, в том числе для участия в конференциях и общих собраниях адвокатов субъектов РФ. Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко и исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков 11 марта приняли участие в торжественном открытии нового помещения АП Владимирской области и расширенном заседании Совета палаты, Андрей Сучков 1 апреля участвовал в общем собрании адвокатов Камчатки.
Лекторы Высших курсов повышения квалификации адвокатов провели занятия с адвокатами АП Москвы, Санкт-Петербурга, Тверской, Костромской, Самарской, Рязанской, Владимирской, Омской областей. 16–18 февраля в ФПА РФ был осуществлен учебный проект «Суд присяжных», направленный на выработку у молодых адвокатов навыков защиты в суде присяжных.
О вознаграждении адвокатов по назначению
Совет ФПА РФ принял решение направить в Правительство РФ обращение (см. ниже), содержащее предложения по обеспечению гарантий достойного вознаграждения адвокатов за участие в делах по назначению органов предварительного расследования или суда, и обсудил проект этого документа. В нем сформулированы в том числе предложения восстановить предусмотренное п. 8 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» целевое бюджетное финансирование вознаграждения адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда; увеличить размер бюджетного финансирования расходов на оказание квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве до уровня, равного как минимум 1/3 бюджетных расходов на оплату труда судей судов общей юрисдикции (без мировых судей), предусмотренных в федеральном бюджете. Проект обращения был одобрен с учетом замечаний, высказанных на заседании Совета ФПА РФ.
О порядке сдачи квалификационного экзамена
Вице-президент ФПА РФ Светлана Володина сообщила, что после внесения в Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката изменений и дополнений, утвержденных решением Совета ФПА РФ от 28 января 2016 г., возникла необходимость скорректировать редакцию п. 2.4 Положения.
Совет ФПА РФ принял решение внести в п. 2.4 Положения изменения, согласно которым при подготовке к ответам по билету устного собеседования претендент вправе пользоваться печатными текстами кодексов и других законодательных актов.
Об основаниях и порядке поощрения (наградах)
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков вынес на обсуждение вопрос о квотах на награждение орденом «За заслуги в защите прав и свобод граждан» и медалями «За заслуги в защите прав и свобод граждан» I и II степени. Он напомнил, что на последнем заседании Совета ФПА РФ в 2015 г. была поставлена задача уменьшить квоты на адвокатские награды, чтобы не допустить их девальвации. Ранее уже принимались два решения о коррекции квот, однако они были признаны неудовлетворительными из-за возникновения «перекосов» в отношении тех или иных палат в связи с количеством состоящих в них адвокатов.
На обсуждение был вынесен проект нового решения, и Совет принял его с незначительными коррективами. По итогам голосования установлены следующие квоты: для АП численностью менее 100 адвокатов установлена квота в одну награду раз в три года; для АП численностью от 100 до 200 адвокатов – одна награда раз в два года; для АП с числом адвокатов от 200 до 300 человек – одна награда в год; для АП численностью от 300 до 500 адвокатов – по одной награде каждого уровня ежегодно; для АП численностью от 500 до 1000 адвокатов – 1 орден, 1 медаль I степени и 2 медали II степени в год; для АП численностью от 1000 до 1500 адвокатов – 2 ордена, 2 медали I степени и 3 медали II степени в год; для АП численностью от 1500 до 2000 адвокатов – 2 ордена, 3 медали I степени и 4 медали II степени в год; для АП численностью от 2000 до 5000 адвокатов – 3 ордена, 6 медалей I степени и 8 медалей II степени в год.
Квота для АП Московской области установлена в 6 орденов, 10 медалей I степени и 14 медалей II степени ежегодно, для АП Москвы – в 8 орденов, 16 медалей I степени и 20 медалей II степени в год.
О развитии системы электронных ресурсов ФПА РФ
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков рассказал о реализации программы развития электронных ресурсов ФПА РФ в 2015 г., редактор сайта ФПА РФ Юлия Румянцева раскрыла детали. В 2015 г. проведена модернизация сайта ФПА РФ – редизайн внешних и внутренних страниц с изменением структуры. Это существенно облегчило пользование сайтом, упростило доступ к содержанию его основных рубрик. Кроме того, введена в действие мобильная версия сайта ФПА РФ. В результате этой работы среднее количество ежедневных посещений сайта достигло 7000, на него заходят пользователи из России, государств, ранее входивших в состав СССР, а также стран Европы и Америки.
Очень важной для формирования единой информационной системы адвокатуры в масштабах всей страны, развития информационного обеспечения ФПА РФ и адвокатских палат субъектов РФ, расширения информационного обмена и взаимодействия между ними является стартовавшая в 2015 г. программа создания и введения в действие сайтов региональных адвокатских палат, связанных с сайтом ФПА РФ. В 2015 г. разработан типовой проект сайта региональной адвокатской палаты, полностью готовый к подключению и наполнению контентом. Введен в действие сайт АП Республики Мордовия, готовятся к запуску сайты АП Костромской области и АП Ленинградской области, заключается договор с АП Республики Татарстан, ведутся переговоры о создании сайтов ряда других палат.
О создании Комитета по международным отношениям
Как сообщил президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, необходимость создания Комитета по международным отношениям и института представителей ФПА РФ за рубежом продиктована практикой. С одной стороны, на российских адвокатов, ведущих практику в зарубежных странах, распространяется действие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодекса профессиональной этики адвоката, поэтому необходим контроль российской адвокатской корпорации за их деятельностью. С другой стороны, у российских адвокатов за рубежом могут возникнуть проблемы, для решения которых потребуется институциональное взаимодействие. Поэтому и возникла идея создать институт представителей ФПА РФ за рубежом, который будет поддерживать более высокий уровень коммуникации с национальной адвокатурой, а параллельно организовать при ФПА РФ Комитет по международным отношениям – консультативный орган, членами которого могут быть адвокаты – как входящие, так и не входящие в Совет ФПА РФ).
По мнению вице-президента ФПА РФ Владислава Гриба, в состав Комитета по международным отношениям на общественных началах могли бы войти, например, юристы-международники, в том числе бывшие сотрудники МИД России, желающие оказывать содействие адвокатуре, а в качестве представителей ФПА РФ готовы выступать на бесплатной основе многие российские адвокаты, имеющие офисы в зарубежных странах.
Совет ФПА РФ принял решение о создании Комитета по международным отношениям и института представителей ФПА РФ за рубежом.
О взаимодействии с ФНС России
Как сообщил заместитель руководителя Департамента по адвокатуре ФПА РФ Николай Соколов, в январе 2016 г. в ФПА РФ поступили сведения о том, что в 56 субъектах РФ зарегистрированы 265 коммерческих и некоммерческих юридических лиц, в наименованиях которых, в нарушение ст. 5 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», содержатся термины «адвокат», «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокатская палата», «адвокатское образование», «юридическая консультация».
Перечень этих юридических лиц был направлен руководителю ФНС М.В. Мишустину, и он оперативно организовал в субъектах РФ работу по устранению нарушений. Региональные отделения ФНС 50 субъектов РФ сообщили о том, что в организации, нарушившие предписания закона, направлены письменные предупреждения о необходимости внести изменения в названия юридических лиц, налоговые службы шести регионов обязались информировать ФПА РФ о выполнении поручения ФНС России.
Совет ФПА РФ принял решение рекомендовать советам региональных палат вести мониторинг устранения нарушений, направить М.В. Мишустину благодарственное письмо, а также информировать о проделанной работе профильный Департамент Минюста России по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой.
Мария ПЕТЕЛИНА,
зам. главного редактора «АГ»
ОБРАЩЕНИЕ
к Правительству Российской Федерации
«Об устранении дискриминации в оплате труда адвоката
за участие в уголовном судопроизводстве по назначению»
Государство делегировало адвокатуре исполнение обязанности по обеспечению конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе права бесплатного ее получения в установленных законом случаях, приняв в свою очередь на себя обязательство по оплате труда адвокатов за исполнение возложенной на них государственной функции.
Однако ставки оплаты труда адвоката в делах по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда являются дискриминационными – они несравнимо более низкие, чем установлены государством для оплаты труда других участников уголовного процесса: если ставка для переводчика (гораздо менее значимой процессуальной фигуры) составляет 700–1500 рублей в час, то базовая ставка адвоката – только 550 рублей в день. Несопоставима такая оплата и с заработной платой других участников судопроизводства, выполняющих публичные функции: средний ежемесячный доход сотрудников прокуратуры или судей мировых судов, наименее обеспеченных членов судейского сообщества, составляет более 60 тысяч рублей в месяц, а размер ежемесячного дохода судьи суда общей юрисдикции в 2015 году в 21 раз превысил доход адвоката за участие в делах по назначению (9095 рублей в месяц).
Представляется, что процессуальное равенство сторон в судопроизводстве предполагает также вознаграждение адвоката за труд в размерах, сопоставимых с трудозатратами и с социальной значимостью адвокатской деятельности, не допускающей дискриминационного отношения к представителям нашей профессии.
Проблема требует незамедлительного решения.
Такое решение может быть найдено в условиях восстановления целевого бюджетного финансирования, которое прекращено после 2013 года, а также сокращения бюджетных расходов на адвокатов в результате декриминализации уголовных преступлений небольшой тяжести.
Должны быть предусмотрены повышение ставок оплаты защиты по назначению, их дифференциация с пропорциональным увеличением в предусмотренных случаях (в том числе за работу в выходные и праздничные дни и за пределами нормального рабочего времени) и индексация.
Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации предлагает:
1. Восстановить целевое бюджетное финансирование труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, как это предусмотрено пунктом 8 статьи 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Увеличить размер бюджетного финансирования расходов на оказание квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве до уровня, равного как минимум 1/3 бюджетных расходов на оплату труда судей судов общей юрисдикции (без мировых судей), предусмотренных в федеральном бюджете1.
2. Не совмещать полномочия правоохранительных и судебных органов по назначению адвоката в уголовном судопроизводстве с полномочиями этих же органов по оплате труда адвоката. Право адвоката на вознаграждение не должно зависеть от усмотрения органов, назначивших его для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Установить вознаграждение труда адвоката в размере 3000 рублей за один день участия в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве или перейти на почасовую оплату труда адвоката с минимальной ставкой вознаграждения не менее 700 рублей в час, с пропорциональным увеличением размера вознаграждения в приведенных выше случаях и ежегодной индексацией.
зам. главного редактора «АГ»
ОБРАЩЕНИЕ
к Правительству Российской Федерации
«Об устранении дискриминации в оплате труда адвоката
за участие в уголовном судопроизводстве по назначению»
Государство делегировало адвокатуре исполнение обязанности по обеспечению конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе права бесплатного ее получения в установленных законом случаях, приняв в свою очередь на себя обязательство по оплате труда адвокатов за исполнение возложенной на них государственной функции.
Однако ставки оплаты труда адвоката в делах по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда являются дискриминационными – они несравнимо более низкие, чем установлены государством для оплаты труда других участников уголовного процесса: если ставка для переводчика (гораздо менее значимой процессуальной фигуры) составляет 700–1500 рублей в час, то базовая ставка адвоката – только 550 рублей в день. Несопоставима такая оплата и с заработной платой других участников судопроизводства, выполняющих публичные функции: средний ежемесячный доход сотрудников прокуратуры или судей мировых судов, наименее обеспеченных членов судейского сообщества, составляет более 60 тысяч рублей в месяц, а размер ежемесячного дохода судьи суда общей юрисдикции в 2015 году в 21 раз превысил доход адвоката за участие в делах по назначению (9095 рублей в месяц).
Представляется, что процессуальное равенство сторон в судопроизводстве предполагает также вознаграждение адвоката за труд в размерах, сопоставимых с трудозатратами и с социальной значимостью адвокатской деятельности, не допускающей дискриминационного отношения к представителям нашей профессии.
Проблема требует незамедлительного решения.
Такое решение может быть найдено в условиях восстановления целевого бюджетного финансирования, которое прекращено после 2013 года, а также сокращения бюджетных расходов на адвокатов в результате декриминализации уголовных преступлений небольшой тяжести.
Должны быть предусмотрены повышение ставок оплаты защиты по назначению, их дифференциация с пропорциональным увеличением в предусмотренных случаях (в том числе за работу в выходные и праздничные дни и за пределами нормального рабочего времени) и индексация.
Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации предлагает:
1. Восстановить целевое бюджетное финансирование труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, как это предусмотрено пунктом 8 статьи 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Увеличить размер бюджетного финансирования расходов на оказание квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве до уровня, равного как минимум 1/3 бюджетных расходов на оплату труда судей судов общей юрисдикции (без мировых судей), предусмотренных в федеральном бюджете1.
2. Не совмещать полномочия правоохранительных и судебных органов по назначению адвоката в уголовном судопроизводстве с полномочиями этих же органов по оплате труда адвоката. Право адвоката на вознаграждение не должно зависеть от усмотрения органов, назначивших его для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Установить вознаграждение труда адвоката в размере 3000 рублей за один день участия в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве или перейти на почасовую оплату труда адвоката с минимальной ставкой вознаграждения не менее 700 рублей в час, с пропорциональным увеличением размера вознаграждения в приведенных выше случаях и ежегодной индексацией.
Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации
1 В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» финансовое обеспечение судов в 2015 году по расходам на оплату труда судей осуществлялось исходя из штатной численности судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) в количестве 25 433 единицы и составило с учетом изменений 59 205 836,3 тыс. руб.
ОТ РЕДАКЦИИ: Обращение направлено Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, председателю Государственной Думы ФС РФ Сергею Нарышкину, руководителю Администрации Президента РФ Сергею Иванову, министру юстиции РФ Александру Коновалову. |