×

Запрет на защиту

Основания к отказу в принятии адвокатом поручения на ведение гражданского дела в суде
Материал выпуска № 5 (118) 1-15 марта 2012 года.

ЗАПРЕТ НА ЗАЩИТУ

Основания к отказу в принятии адвокатом поручения на ведение гражданского дела в суде

Валерий ИВАКИН,
к.ю.н., доцент кафедры
адвокатуры и нотариата МГЮА
им. О.Е. Кутафина

Право на получение квалифицированной юридической помощи является конституционным, и потому недопустим необоснованный отказ в ее оказании. В то же время закон устанавливает прямой запрет на принятие адвокатом поручения на совершение действий по оказанию правовой помощи при наличии определенных обстоятельств.

В соответствии с подп. 1 и 2 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат не вправе принимать поручение в случаях: 

- если оно имеет заведомо незаконный характер; 

- если он имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица; 

- если он участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он является должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;

- если он состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица; 

- если он оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица. 

Впервые в российской истории в действующем Законе об адвокатуре были зафиксированы такие основания для отказа адвоката в принятии поручения, как его заведомо незаконный характер и наличие у него самостоятельного интереса по предмету соглашения с доверителем, отличного от интереса данного лица.

Неправое или незаконное?

Что касается первого из указанных оснований, то очевидно, что оно по содержанию не совпадает с действовавшим еще с древних времен правилом, запрещавшим адвокатам принимать заведомо неправые дела. В этом случае имеются в виду ситуации, когда обращающиеся к адвокату лица намереваются поручить ему совершение явно незаконных действий, например, действий, связанных с «отмыванием» денег, добытых преступным путем. В качестве частного случая явно незаконного поручения, очевидно, может рассматриваться поручение ведения дела с привлечением заведомо ложных, незаконных доказательств (подложные доказательства, лжесвидетельства) и других неблаговидных средств (см.: Барщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России: Научно-практическое пособие. М.: Профобразование, 2000. С. 305–306). 

Вместе с тем в современной литературе по адвокатуре не всегда четко разграничиваются ведение заведомо неправых дел и выполнение заведомо незаконных поручений. Однако защита заведомо несуществующих прав лица, хотя, разумеется, и представляет собой нежелательное явление, но если она осуществляется в установленной законом форме, без использования незаконных средств, то не может быть признана незаконной деятельностью, поскольку каждому лицу предоставляется право обращаться в суд за защитой своих прав, независимо от того, существуют ли они в реальности.

Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 5, 2012 г.

Яндекс.Метрика