ЭТИЧНО ЛИ ЛИШАТЬ ХИРУРГА СКАЛЬПЕЛЯ?
Юридический бизнес споткнулся о Кодекс профессиональной этики адвоката
На Международном юридическом конгрессе 2 декабря 2011 г. впервые публично было сказано о том, что адвокаты, специализирующиеся на юридическом сопровождении бизнеса, вынуждены «обходить» положения Кодекса профессиональной этики адвоката, запрещающего им применять инструменты, используемые в предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 9). Эту мысль высказал управляющий партнер юридической фирмы «Левант и партнеры» адвокат Матвей Левант.
Чтобы выяснить, насколько серьезна проблема, обозначенная спикером, каким образом ее нужно решать, и можно ли считать себя законопослушным членом корпорации, критикуя Кодекс профессиональной этики, наш корреспондент встретился с Матвеем Левантом.
– Итак, Матвей, Вы себя считаете классическим бизнес-адвокатом? Но это – неофициальный термин. Многие из коллег считают понятия «адвокатура» и «бизнес» несовместимыми. А сами бизнес-адвокаты жалуются на то, что существующее законодательство не позволяет им в полной мере реализовывать функции юристов бизнеса. В чем загвоздка?
– Мы пришли в адвокатуру на гребне экономических и политических реформ. Пришли со своим делом. Мы стали адвокатами, потому что считаем адвокатский статус профессиональным брендом, гарантирующим клиенту добросовестную и честную работу, а нам – признание коллег. Являясь профессиональными защитниками и соблюдая де-юре требования Кодекса профессиональной этики, мы занимаемся юридическим бизнесом. А он, как и любой другой вид бизнеса, нуждается в полном спектре инструментов. Не все из них предусмотрены в законодательстве об адвокатской деятельности. Поэтому мы вынуждены действовать опосредованно, через хозяйственные общества, передав в доверительное управление свои доли в этих обществах.
– А разве нельзя использовать традиционные адвокатские инструменты, которыми пользуются Ваши коллеги из многих других адвокатских образований, ведущих свою историю еще с советских времен? Признанный мэтр нашей адвокатуры и управляющий партнер адвокатского бюро «Резник, Гагарин и партнеры» Генри Маркович Резник неоднократно высказывался в том духе, что не видит препятствий для работы адвокатов в сфере сопровождения бизнеса и действующие нормы Закона об адвокатской деятельности и Кодекса этики – тому не помеха.
– На мой взгляд, адвокатская практика в России развивается сейчас по трем направлениям. Это – традиционная практика уголовно-судебной адвокатуры (защитники действуют теми же способами и методами, что их предшественники 50 или 100 лет назад); это – практика мэтров (когда люди с именами, как Генри Резник или Генрих Падва, успешно решают вопросы даже с бизнес-клиентами, которые доверяют репутации этих адвокатов, но отнюдь не потому, что это им удобно с точки зрения сопровождения бизнеса); и, наконец, это – новая практика, специализированная, адресная, ориентированная на запросы предпринимателей, западных корпораций, такая, как у нашего бюро и сотен других адвокатских образований, востребованных самим рынком. А у рынка свои законы, он не подстраивается под устои корпорации. Здесь действует принцип B2B: бизнес выбирает бизнес. При этом не важно, что твой бизнес – юриспруденция.
Беседовал Александр КРОХМАЛЮК,
главный редактор «АГ»
Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 5, 2012 г.