– Мария Сергеевна, в Совете АПМО вы курируете подготовку правовых заключений и разъяснений, а также отвечаете за контроль за исполнением требований законодательства об участии адвокатов в оказании БЮП. О каких требованиях идет речь и какие вопросы возникают в практике оказания БЮП?
– Требования вытекают, прежде всего, из Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». При оказании БЮП всегда возникает ряд вопросов, например, какие документы должно предоставить лицо, стремящееся получить БЮП. В законе имеется закрытый перечень таких документов, но когда адвокат претендует на получение компенсации, то у него порой возникают вопросы, отвечать на которые приходится нам. Законом также предусматриваются категории граждан, которым оказывается помощь, и круг вопросов. Но может случиться так, что обращается инвалид первой или второй группы, т.е. категории совпадают, но его вопрос о покупке некачественного товара законом не предусмотрен, там предусмотрена защита прав потребителя лишь в рамках коммунальных либо медицинских услуг. Конечно, адвокат может оказать помощь данному лицу на свое усмотрение (я, например, так и делаю, никогда не отказываю), но компенсации при этом он не получит.
Мы даем любые разъяснения относительно того, кому и какую помощь оказать в рамках Федерального закона, какие при этом нужны документы, а также всегда ответим на организационные и иные вопросы, связанные с БЮП.
– Вам как руководителю Центра БЮП в городском округе Егорьевск хорошо известны плюсы и минусы действующего в этой сфере законодательства. Что мешает адвокатам активнее оказывать БЮП в рамках государственной системы, охватывая большее число социально малозащищенных граждан? Что Вы хотели бы изменить, чтобы БЮП была доступна всем, кто в ней нуждается?
– Можно ставить вопрос о том, чтобы расширить основания для оказания БЮП. Но насколько это будет эффективно? Являясь руководителем Центра БЮП в Егорьевске с 2017 г., наблюдаю следующую тенденцию: приходят люди, которые не относятся ни к одной из перечисленных в законе категорий, но, увидев вывеску Центра, просят оказать им бесплатную помощь. Многое зависит от правосознания тех, кто приходит за помощью, и тех, кто ее оказывает.
Отвечая на ваш вопрос, что мешает активнее оказывать БЮП, могу сказать, что все зависит от нас самих. Если адвокат настроен попасть в систему и не просто оказывать БЮП, но реально помогать людям, иногда на условиях pro bono, участвовать в общественной деятельности, к нему люди потянутся сами.
Например, у нас совсем недавно было заключено соглашение с организацией, учредителем которой является Министерство социального развития МО. Все граждане, находящиеся там на стационаре или получающие там услуги, подпадают под законную категорию и вправе рассчитывать на получение БЮП. После того первого соглашения у нас уже готовится следующее, несколько социальных организаций обратились в АПМО для заключения аналогичных соглашений. Вопрос лишь в том, насколько адвокаты готовы оказывать такую помощь и делать это от всего сердца.
В центрах БЮП нет равнодушных адвокатов, они находят в своем интенсивном графике время, чтобы помогать большему числу людей. Очень рада, что на базе АПМО созданы центры БЮП, их число расширяется и развивается.
– Насколько я знаю, в Подмосковье уже создано 25 таких центров.
– Да, но уже рассматриваются вопросы об открытии новых центров, потому что у граждан растет число вопросов. Сейчас, например, много вопросов относительно СВО, и адвокаты работают еще активнее. Если 2–3 года тому назад при отсутствии центра можно было обратиться непосредственно в АПМО, где также оказывали помощь, то сейчас нуждающихся в квалифицированной юридической помощи стало намного больше и в центрах нет недостатка обращающихся граждан. Мы работаем в хорошем темпе, оказывая помощь всем, кто к нам обратился.
Система БЮП – мощная команда адвокатов всех центров БЮП, которые работают во взаимосвязи. Ее усилия направлены на оказание БЮП в рамках развития и укрепления системы БЮП на территории Московской области. Деятельность таких центров дает возможность оказывать правовую помощь широкому кругу граждан в решении правовых жизненных вопросов на постоянной основе. Помогает выявлять наиболее острые социальные проблемы и пути их решения, что важно для муниципальных образований.
– У всех центров есть свои помещения? Или прием проходит в адвокатских образованиях, в МФЦ? Кстати, как развивается сотрудничество с МФЦ для более эффективной организации оказания адвокатами БЮП?
– Вопросы с помещениями решены пока не везде. В Егорьевске, например, Администрация городского округа выделила помещение для оказания БЮП, но нам пришлось самим сделать ремонт. Администрация тоже помогала, я очень благодарна, что она поддерживает развитие БЮП, настроена на защиту граждан, проживающих на территории нашего городского округа. Гражданам, приходящим в Администрацию по каким-то вопросам и подпадающим под категории, указанные в Федеральном законе о БЮП, выдают официальный ответ, что они вправе обратиться за получением БЮП в наш Центр, находящийся практически напротив здания Администрации. У нас выстроены хорошие отношения и с Администрацией, и с органами соцзащиты.
Например, буквально на днях к нам с письмом от Администрации пришла бабушка 96 лет, хотя ее вопрос не относился к тем, по которым положена БЮП (она хотела подарить земельный участок внучке, но в документе семидесятых годов ее фамилия отличалась на одну букву от настоящей). Конечно, мы пошли ей навстречу, направили необходимые запросы в архив, созвонились, договорились, что бабушке помогут, написали для нее заявление. Просто проявили человечность, зная, что компенсации за эту работу не получим. Честно, когда работаешь в ЦБЮП, в момент консультации даже нет мыслей о компенсации, основная твоя задача в этот момент – оказание квалифицированной помощи.
Относительно помещений могу добавить, что в некоторых городах у центров БЮП также есть помещения, где-то прием происходит в адвокатских образованиях, для этого там выделено специальное время, а где-то и в МФЦ, с которыми мы сотрудничаем. Все зависит от тех возможностей, которые имеются в конкретном населенном пункте, а если возникают сложности, все решается на уровне АПМО.
– В какой мере при подготовке правовых заключений и разъяснений используется потенциал Экспертного совета АПМО, членом которого Вы являетесь? Кто утверждает эти заключения, кому они предназначены?
– Экспертный совет, возглавляемый Натальей Макаренко, осуществляет колоссальную работу по анализу сложных вопросов, касающихся адвокатского сообщества. Заключения готовятся в основном по запросам НКС при Верховном Суде РФ, где разрабатываются проекты постановлений Пленума ВС РФ, Общественной палаты РФ, а иногда – проекты федеральных законов. Мнение адвокатского сообщества учитывается при обсуждении этих проектов в ходе общественных дискуссий. В настоящее время идет работа над значимым проектом постановления Пленума ВС РФ, содержание которого я разглашать пока не имею права. Но могу сказать, что до конца года заключение Экспертного совета будет готово и отправлено в НКС при ВС РФ.
То, что нам – адвокатам-практикам – предоставлена возможность принимать участие в подготовке таких нормативных правовых актов, здорово. Ведь мы можем представить, как этот акт будет применяться. Учет нашего мнения способствует развитию судебной системы и реализации прав граждан.
– Расскажите о работе Комитета АПМО по взаимодействию с правозащитниками и правовому просвещению, который Вы возглавляете с января 2019 г.
– Когда этот Комитет создавался четыре года тому назад, вопросам правового просвещения придавалось большое значение и в АПМО стартовал очень важный проект «Адвокатура в школе». Он продолжается и поныне.
В 2019 г. я была руководителем проекта по правовой и финансовой защите бизнеса, где мы активно взаимодействовали с правозащитниками. Проект содержал план наших действий, в котором было 20 самых актуальных тем для бизнеса, касавшихся применения налогового законодательства, авторского и договорного права, того, как вести себя при проверках бизнеса правоохранительными органами, и иных вопросов. Совместно с Министерством инвестиций и инноваций, с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в МО, с АПМО мы направляли во все города Подмосковья список тем, и администрация на местах выбирала по три наиболее актуальных. А мы на протяжении двух лет ездили в эти города, по каждой теме был закреплен адвокат, специализировавшийся на такого рода спорах. Проект не только осуществлял правовое просвещение, но и помогал руководителям предприятий решать конкретные вопросы. По завершении того проекта к нам начали поступать новые заявки, т.е. бизнесу наши консультации были полезны, так что эту практику, наверное, следовало бы возобновить.
– В Егорьевске вы также являетесь представителем АПМО по работе с Уполномоченным по защите прав предпринимателей. Как строятся Ваши отношения с бизнес-омбудсменом? Каких успехов удалось добиться на этом направлении?
– С 2018 г., когда уровень доверия к Центру БЮП стал повышаться, люди поверили, что им действительно оказывается реальная помощь: возвращают квартиры, в судебном порядке заставляют банки выплатить страховку, «сарафанное радио» разнесло вести о том, что в нашем ЦБЮП бесплатная помощь будет оказана любому обратившемуся. Я лично проводила и провожу там консультации, потому что для меня важно, что происходит внутри Центра. В небольших городах все друг друга знают. И люди видят, что от нас, из Центра, никто не уйдет без помощи.
Примерно через полгода к нам за консультацией обратился первый индивидуальный предприниматель, за ним – второй. Одного из бизнесменов я спросила: «Разве у вас нет юристов?» Он ответил, что у них в штате юриста нет, только он и бухгалтер. Обращаться в Администрацию им не всегда удобно, потому что после этого могут прийти с проверкой, а мы не относимся к Администрации.
К нам обычно приходят за первичной консультацией. Но когда число обратившихся в Центр предпринимателей выросло, мы поняли, что надо как-то разграничить бизнес и граждан. В тот период я стала общественным помощником Уполномоченного по защите прав предпринимателей МО. Мы ведем совместную и очень плотную работу с представителем Уполномоченного по защите прав предпринимателей г.о. Егорьевск. Плюс при омбудсмене есть межведомственная комиссия по урегулированию спорных вопросов, на заседаниях которой я часто присутствую, но скорее как медиатор, а не как адвокат. А в 2019 г., когда у нас открылся Центр медиации, наше сотрудничество стало еще более плотным.
– Вы имеете в виду Центр альтернативной процедуры урегулирования споров (медиации) МО, который вы возглавляете? Где он находится, чем конкретно занимается? В его работе участвуют только адвокаты или также представители других юридических профессий?
– Центр медиации был открыт 23 сентября 2019 г. на основании соглашения о сотрудничестве между Министерством юстиции Московской области, Уполномоченным по защите прав предпринимателей МО и АПМО. В нем решаются вопросы по досудебному урегулированию как бизнес-споров, так и вопросов, возникающих у населения. Поскольку основная часть медиаторов – это адвокаты, Центр расположен на Госпитальном валу, т.е. непосредственно в помещении АПМО.
Единого реестра медиаторов у нас в стране нет, и когда люди спрашивают, должен ли медиатор где-то состоять, я отвечаю, что такого обязательного требования в законе нет. Но у нас в Центре все прозрачно, есть внутренняя система, известно, какие адвокаты являются медиаторами. Мы работаем в соответствии с упомянутым трехсторонним соглашением. Основная цель Центра – это не проведение процедуры медиации от начала и до конца, хотя мы проводим порой такую процедуру, а развитие и популяризация института медиации. Люди до сих пор не знают, что такое медиация и как реально она действует. В этом направлении также проводим работу по правовому просвещению, информируя, что такое медиация, заключаем в городах МО соглашения, аналогичные тому, что заключено на областном уровне.
Администрация, представитель бизнес-омбудсмена и Центр медиации первое такое соглашение подписали в Красногорске в 2019 г., после чего мы начали расширять свою деятельность по всей области. Совместно с тренерами-медиаторами посещаем различные города, где проводим практику, моделируем ситуации, изучаем бизнес-кейсы, показываем людям, как сохранить долгосрочные отношения, как эффективнее выстроить бизнес со своими партнерами, как использовать медиацию в качестве инструмента для ведения переговоров. Эти техники полезны и в семейных спорах, если люди хотят решить свой вопрос без суда и сохранить добрые отношения. Мы получаем много позитивных откликов о своей работе. За 2022 г. Центром медиации рассмотрены 523 обращения только по спорам в сфере бизнеса.
Меня часто спрашивают, зачем нужна медиация. Приведу пример. Буквально на днях звонят отдыхающие в Геленджике. Они припарковали автомобиль на ночь, из-за сильного урагана на машину упал каркас металлического забора с соседней стройки. Повреждены капот и лобовое стекло. Не обладая навыками медиации, адвокат потерпевших должен выяснить, кому принадлежит забор, и идти в суд, где придется доказывать, что автомобиль был припаркован по правилам. Но еще не факт, что даже положительное судебное решение будет исполнено.
Адвокат-переговорщик вместо подготовки иска может вначале обратиться к руководству санатория, что я как медиатор, а не как адвокат, в данном случае и сделала. И вот уже получила сообщение: «Спасибо, Мария. Нам отдыхать еще 3 дня, за это время они обещали решить вопрос миром и компенсировать нам стоимость ремонта». Мои доверители довольны, они получат компенсацию, в выигрыше и санаторий, который сможет избежать негативных откликов, грозящих потерей деловой репутации. А сколько у нас примеров разрешения бизнес-споров путем медиации между учредителями или контрагентами, когда стороны уже дошли до исполнительного производства…
Мировые соглашения подписываются, когда мы готовы к диалогу. Основной принцип медиации – добровольность. Для меня сочетание адвокат-медиатор помогает всегда подойти к проблеме более комплексно и оперативно оказать квалифицированную юридическую помощь.
– Вы могли бы рассказать о сотрудничестве АПМО с региональными адвокатскими палатами и общественными организациями адвокатов?
– АПМО всегда открыта к сотрудничеству, мы готовы решать вопросы совместно с другими палатами. Мы первыми начали сотрудничать с Управлением юстиции и региональным бизнес-омбудсменом в области медиации. И когда мы провели совместный форум, к нам начали обращаться адвокатские палаты других субъектов РФ. Мы направляли им свои соглашения, позитивные примеры, делились опытом. Московская область – локомотив двигателя развития и популяризации института медиации.
Я являюсь руководителем Комиссии Федерального союза адвокатов России по внесудебному урегулированию споров, конфликтов и председателем Комиссии по миграционной политике, межнациональным и межконфессиональным отношениям, открытости власти и противодействию коррупции Общественной палаты городского округа Егорьевск. Все это тоже общественная деятельность. При этом в Московской областной коллегии адвокатов «Диалог», которую я возглавляю, большой объем профессиональной работы, которой также приходится уделять время, ведь я хочу, чтобы институт адвокатуры развивался и процветал. Адвокат для меня – это больше, чем статус, это образ жизни. Справедливость, законность, защита в сочетании с такими качествами, как четкость, аккуратность, исполнительность, уважение своего Доверителя, и есть основа моей работы.
– Как Вам удается совмещать столько общественных функций, остается ли время на домашние дела, на хобби, на личную жизнь?
– Человек, который регулярно выполняет много функций, иногда сам не представляет, пока у него не спросят, как много у него различных обязанностей. Однако общественная деятельность придает сил, позволяющих успеть все. Без нее я ощущала бы какой-то дисбаланс, это одна из моих частей. Профессиональная и общественная деятельность не мешают заниматься своими делами, семьей, иметь различные хобби. Даже не задумываюсь о том, как все это сочетать, насколько это тяжело или сложно, а занимаюсь любимым делом. Общественная деятельность дает мне возможность находиться среди профессионалов своего дела, брать пример у мастеров адвокатуры, за что я ей очень благодарна. Всегда стремлюсь быть достойной звания адвоката, ведь мы каждый по отдельности – представители адвокатского сообщества и формируем мнение об институте адвокатуры в целом. Я прохожу много различных обучений по развитию и личному росту. Важно уметь принимать решения, действовать и брать на себя ответственность.
В детстве ходила в музыкальную школу, играла на фортепиано, а недавно поняла, что хочу научиться петь. Записалась на вокал и хочу освоить это искусство. Обязательно занимаюсь спортом, каждое утро отвожу восьмилетнего сына в школу, а в 8:15 я уже в спортзале. Когда-то я была спринтером, занимала призовые места. А сейчас как минимум 40 минут отвожу занятию спортом, когда еще выключен телефон и ты предоставлена сама себе, можно отвлечься от профессиональных дел. Лишь после тренировки начинаешь смотреть на пропущенные вызовы, но к этому моменту ты уже бодра, весела и находишься в полной боевой готовности.
Успеваю заниматься домашним хозяйством, у меня ежедневно обед из трех блюд, чтобы сын не питался фастфудом. У него, кстати, тоже есть хобби – он записался в секцию мотобайка, это страшновато, но свои страхи я не «навешиваю» на сына, я же медиатор. Дома тоже нужно уметь договариваться, слушать и слышать друг друга.