×

Сформировать изначально верные представления об адвокатской этике

Новый онлайн-курс об основах профессиональной этики полезен не только начинающим адвокатам, но и более опытным коллегам
Материал выпуска № 20 (397) 16-31 октября 2023 года.

Авторы размещенного на образовательной платформе «Дистанционные курсы ФПА для адвокатов “Обмениваемся профессиональным опытом”» нового некурируемого курса «Профессиональная этика адвоката» – адвокат, председатель Квалификационной комиссии АП Санкт-Петербурга, тренер и один из создателей Первой правовой онлайн-школы Евгений Богомолов и адвокат АП Санкт-Петербурга, тренер Первой правовой онлайн-школы Екатерина Никонова ответили на вопросы «Адвокатской газеты». Они рассказали о предпосылках создания курса, о его целях и задачах, а также о навыках, которые смогут получить адвокаты после его прохождения.

– Евгений, расскажите, пожалуйста, чем была обусловлена разработка курса «Основы профессиональной этики адвоката. Просто о сложном»?

– Осознанием того факта, что отдельные наши коллеги тему профессиональной этики все еще воспринимают как нечто «факультативное», редко востребованное и, что самое обидное, – как что-то скучное и неинтересное для изучения. Отчасти виной тому являются недостаточная популяризация актуальных вопросов толкования и применения норм Кодекса профессиональной этики адвоката (КПЭА), сложное изложение представителями органов управления адвокатских палат мотивировки собственных решений по дисциплинарным делам, формальный подход к изучению данной дисциплины в современных юридических вузах…

Так вышло, что мы с Екатериной подошли к пониманию необходимости данного курса немного с разных сторон. Она, как автор множества курсов для студентов-юристов, со временем обнаружила огромный пробел в их учебных программах и при этом такой же огромный интерес учащихся к этой теме. Я, как член квалификационной комиссии, а после и ее председатель, в процессе рассмотрения дисциплинарных дел все чаще приходил к выводу, что в подавляющем большинстве случаев именно непонимание адвокатом основ надлежащего профессионально-этического поведения являлось причиной его привлечения к дисциплинарной ответственности. Соотнеся же эти свои впечатления, мы твердо решили сформировать будущий учебный материал курса в качестве этакой «печки», от которой любой грамотный юрист сможет дальше «плясать» в собственном профессиональном развитии.

Ну а поскольку «занаучить» и чрезмерно усложнить можно любой вопрос (что мы часто и наблюдали в процессе донесения до юристов этой темы), постановка самим себе задачи сделать курс по профессиональной этике максимально простым для понимания и обусловила появление в его названии второй части: «Просто о сложном».

– Возникли ли у вас в процессе работы над курсом трудности и как удалось их преодолеть?

– Главной трудностью я назвал бы необходимость вычленять из огромного количества потенциально полезного учебного материала самое главное, самое важное, самое ценное. Не утопить учащегося в потоке информации, не дать ему запутаться в объеме

данных и потерять ориентацию в пространстве курса. Но как только у одного из нас возникала проблема с необходимостью расставаться с какой-то частью собственного чрезмерного учебного контента, на выручку сразу приходил второй. Здесь нам очень помог прежний опыт совместной работы над дистанционными курсами и безусловное доверие к профессиональному мнению друг друга.

– Екатерина, а курс подойдет всем адвокатам?

– Конечно, в первую очередь мы ориентировались на молодых и начинающих адвокатов, стараясь сформировать у них изначально верные представления о профессиональной этике.

Но, как показывают наши собственные наблюдения, порой возможность просто систематизировать и структурировать уже имеющиеся знания и опыт дает новый толчок в профессиональном развитии юриста любого возраста и квалификации. Так что будем рады, если курс окажется потенциально полезным для любого нашего коллеги из каждого региона нашей огромной страны.

– Каковы цели и задачи курса?

– Прежде всего – формирование у начинающего адвоката понимания базовых принципов регулирования профессионально-этических отношений, которые складываются у него с его доверителем, с судом, с коллегами по цеху – другими адвокатами; умения самостоятельно выявлять и анализировать наиболее сложные этические ситуации и определять верные алгоритмы действий в таких ситуациях, избегать действий и поступков, способных повлечь для адвоката серьезные репутационные потери или вовсе привести к утрате права на профессию…

– Расскажите, как построен курс?

– Весь учебный материал, включающий в себя тематические интерактивные презентации, видеоуроки, дополнительные материалы, проверочные задания и тесты, разделен на четыре модуля. Первый из них посвящен истокам возникновения и актуальным целям формирования современных норм профессиональной этики адвоката. Второй – раскрывает содержание термина «доверие» как основы адвокатской профессии. Третий и четвертый модули соответственно содержат учебный материал по толкованию и применению профессионально-этических норм, направленных на обеспечение сохранности адвокатской тайны и недопущение конфликта интересов.

Поскольку курс является полностью некурируемым, объем и порядок прохождения учебных модулей и выполнение заданий могут определяться каждым учащимся самостоятельно. Итоговая аттестация в виде общего теста по вопросам всех четырех модулей является подтверждением факта прохождения курса и усвоения его материала адвокатом. Так же, как и в других некурируемых дистанционных курсах, размещенных на соответствующей учебной платформе ФПА РФ, обучающийся может в любое время прервать процесс прохождения курса, а затем вернуться к нему и продолжить обучение.

– Евгений, какие навыки получат адвокаты по итогам прохождения курса?

– Говорят, что умный человек способен найти выход из любого затруднительного положения, в то время как человек мудрый в него просто не попадет. Поэтому основной навык, формируемый в процессе обучения на курсе, состоит в умении адвоката распознавать угрозу оказаться в сложной или даже опасной профессионально-этической ситуации и своевременно ее избежать.

Не секрет, что многие положения КПЭА сформулированы декларативно, и это часто влечет недопустимо поверхностное к ним отношение самих адвокатов. Конкретное же содержание таких норм зачастую раскрывается лишь в практике их применения квалификационными комиссиями и советами адвокатских палат при рассмотрении дисциплинарных дел. В этом наш Кодекс чем-то сродни Европейской конвенции по правам человека, раскрывающей всю глубину вошедших в нее статей через призму решений ЕСПЧ. И как раз умение «наложить» базовые профессионально-этические принципы на конкретную ситуацию является вторым ключевым навыком, на выработку которого направлен наш курс.

Со дня принятия I Всероссийским съездом адвокатов в Кодекс профессиональной этики адвоката уже несколько раз вносились изменения и дополнения (в 2005, 2007, 2013, 2015, 2017, 2021 годах), а дискуссии о его содержании, толковании и применении в профессиональной среде носят перманентный характер.

И третий важный итог прохождения нашего курса – восприятие адвокатом профессиональной этики как живого, развивающегося, адаптируемого к текущим реалиям технологического, научного и политического развития общества инструмента поддержки и защиты авторитета нашей профессии.

– Большое спасибо! В заключение расскажите, пожалуйста, о себе и вашем соавторе Екатерине Никоновой.

– Как я уже упомянул ранее, у нас с Екатериной много общего. Мы – адвокаты Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, имеем длительную судебную практику. Каждый из нас в свое время обучался использованию интерактивных методик в процессе профессионального обучения юристов. Уже более десяти лет мы оба –тренеры Санкт-Петербургского института адвокатуры и Первой правовой онлайн-школы, авторы и разработчики многих дистанционных курсов для адвокатов и юристов, имеем опыт преподавания в юридических вузах.

Но для Екатерины Никоновой работа над созданием дистанционных учебных курсов для практикующих юристов становится уже основной профессиональной деятельностью, а я значительную часть своего времени посвящаю работе в Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Санкт-Петербурга.

Рассказать:
Яндекс.Метрика