×

Адвокат зачастую выступает не только как советник по правовым вопросам, но и как психолог

Обращения наших доверителей в большинстве своем требуют не только юридического, но и человеческого подхода
Материал выпуска № 2 (379) 16-31 января 2023 года.
Президент АП Краснодарского края Светлана Васильева в интервью «АГ» рассказала о работе подсистемы автоматизированного распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению Комплексной информационной системы адвокатуры России (АРПН КИС АР), об оказании бесплатной помощи как постоянному населению региона, так и беженцам и вынужденным переселенцам, об использовании адвокатурой современных информационных технологий. Кроме того, она высказала мнение об идее закрепить в нормативных правовых актах права и обязанности представителя палаты и об объективности рейтингов адвокатских образований, составляемых сторонними организациями.

– С 7 ноября 2022 г. все уведомления органов дознания, органов предварительного следствия и суда по назначению адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве распределяются между адвокатами города Краснодара исключительно с использованием Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР). Как отреагировали на это новшество уполномоченные органы? Когда к АРПН КИС АР будут подключены другие районы края?

– Работа по внедрению подсистемы автоматизированного распределения между адвокатами поручений по назначению КИС АР в Краснодарском крае началась еще в декабре 2021 г., когда к системе в тестовом режиме были подключены два судебных района. В течение 2022 г. поэтапно к АРПН КИС АР были подключены все судебные районы края. Краснодар стал последним. Технически сегодня электронная система распределения поручений действует на всей территории Краснодарского края. Конечно, существуют определенные проблемы. Так бывает всегда, когда люди сталкиваются с чем-то совершенно новым. Есть некоторая настороженность у ряда уполномоченных органов. Существует недопонимание ситуации и среди наших коллег. Встречаемся, рассказываем, объясняем. Все подобные вопросы решаются в рабочем порядке, и я уверена, что в скором времени можно будет говорить о полноценной работе АРПН КИС АР в нашем регионе.

Руководители уполномоченных органов реагировали по-разному. Кто-то c готовностью шел нам навстречу, кому-то было достаточно объяснений, кого-то приходилось убеждать, но в целом нужно отметить, что практически со всеми мы находим общий язык.

Также хочу сказать, что в вопросе внедрения АРПН КИС АР в Краснодарском крае нам очень помогло участие Федеральной палаты, особенно приезд и общение с адвокатами и уполномоченными органами первого вице-президента ФПА РФ Михаила Толчеева. Он сумел донести до всех, с кем общался, принципы работы системы, а также ее важность, необходимость и удобство.

Хочу выразить огромную благодарность всем сотрудникам Федеральной палаты адвокатов, которые помогали и продолжают помогать нам с внедрением АРПН КИС АР, быстро и эффективно реагируя на все наши просьбы, в том числе, и технического характера.

И конечно же, не могу не отметить ту помощь и поддержку, которую при внедрении системы оказали Совету наши координаторы распределения поручений всех судебных районов Краснодарского края. Они были и остаются нашей опорой в решении этой задачи.

– Насколько активно адвокаты АПКК участвуют в оказании бесплатной помощи населению? Сколько адвокатов задействованы в государственной системе БЮП? Почему остальные избегают «общения» с госсистемой и предпочитают работать pro bono?

– Наши адвокаты активно участвуют в оказании бесплатной помощи населению. В качестве примера могу привести прошедший 18 ноября 2022 г. День бесплатной юридической помощи детям, в котором участвовало около ста адвокатов. Была организована работа во всех районах края. В более чем 60 Многофункциональных центрах адвокаты бесплатно консультировали граждан по правовым вопросам. Кроме этого, многие оказывали бесплатную юридическую помощь на своих рабочих местах.

Однако днями бесплатной юридической помощи работа в этом направлении не ограничивается. Наши коллеги вообще часто и охотно оказывают нуждающимся людям бесплатную юридическую помощь. Адвокатским сообществом Краснодарского края было принято решение, закрепленное конференцией Адвокатской палаты, о том, что первая устная консультация для всех категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, должна быть оказана бесплатно.

Кроме того, мы активно сотрудничаем с органами местного самоуправления, которые просят нас организовывать бесплатное консультирование адвокатами граждан, предоставляя для этого рабочие места в администрациях районов и городов Краснодарского края. Такую работу мы проводим уже много лет лишь с небольшим перерывом, вызванным ковидными ограничениями.

В нашем крае в государственной системе БЮП задействовано более 160 адвокатов. Работа именно в рамках Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон о БЮП) ведется в том числе и госюрбюро, действующим на территории нашего края с 2013 г. Адвокаты оказывают бесплатную юридическую помощь в не меньшем объеме, чем госюрбюро, а может быть, и в большем, но это не отражается в соответствующих отчетных документах, в связи с чем их участие в государственной системе БЮП является, скорее, номинальным. Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что дать правовую консультацию адвокату гораздо проще, чем исполнить все прописанные в Законе о БЮП действия по сбору необходимых документов для последующего получения вознаграждения за уже данную консультацию. Однако мы общаемся с уполномоченными органами по вопросу снижения бюрократической нагрузки на адвокатов и, надеюсь, находим точки соприкосновения.

Еще один немаловажный аспект, на который я хотела бы обратить внимание: психологически очень сложно оставить человека без поддержки, если он подпадает под категорию граждан, которые по закону имеют право на получение бесплатной юридической помощи, но его вопрос не относится к случаям оказания такой помощи, перечисленным в законе. Как объяснить социально незащищенному человеку, что по одним вопросам адвокат должен ему помогать, а по другим нет? Как отказать в помощи, например, инвалиду? Вот наши адвокаты и не отказывают, зачастую оказывая юридическую помощь на основе pro bono.

– В Краснодаре предоставляются меры социальной поддержки беженцам из ДНР и ЛНР, в Анапу эвакуировали минимум 13,5 тыс. человек из Херсонской области. Оказывает ли палата правовую помощь беженцам и какие юридические проблемы беспокоят их прежде всего?

– Несколько адвокатов нашей палаты на протяжении полутора месяцев ежедневно находились в центре размещения граждан, эвакуированных из Херсонской области в Анапу, и оказывали бесплатную юридическую помощь.

Вопросы задавались самые разные, но основная часть касалась житейских моментов, например, в какой орган обращаться в той или иной жизненной ситуации, связанной с переездом. Также солидная часть обращений касалась семейного права и трудового законодательства. В итоге людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации, была оказана квалифицированная юридическая помощь.

Кроме того, адвокаты Краснодарского края активно помогают и иным гражданам, вынужденно покинувшим места своего постоянного проживания в зоне проведения военной операции. В 2022 г. на праздновании Дня адвокатуры нескольким нашим коллегам были вручены благодарственные письма Адвокатской палаты Краснодарского края за активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к чужой беде, отзывчивость и благородство, выразившиеся в оказании бесплатной юридической помощи гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины.

– Как вы относитесь к идее создания адвокатурой чат-бота, который будет отвечать на вопросы граждан в сфере бесплатной помощи? Подавляющее большинство вопросов – типичные. Если встретится нетипичная ситуация, ответ на которую робот не найдет, он может переадресовать вопрос адвокату. Какой объем вопросов, поступающих от граждан в рамках действия Закона о БЮП, подпадает, на ваш взгляд, под типичные, с ответами на которые легко может справляться робот?

– Я являюсь сторонницей современных технологий, особенно тех, которые будут помогать людям. Мне кажется неправильным отрицать движение технического прогресса, и если удастся создать чат-бот, который будет помогать отвечать на типичные юридические вопросы, то почему бы и нет.

Но не стоит забывать, что какой бы продвинутой ни была программа, обращения наших доверителей в большинстве своем требуют не только юридического, но и человеческого подхода. Вопросы могут быть типичными, но каждый человек – индивидуальность, и по своей практике могу сказать, что часто доверитель спрашивает не о том, что его действительно интересует. Хороший адвокат должен этот тонкий момент улавливать. Ведь зачастую мы выступаем не только как профессиональные советники по правовым вопросам, но и как психологи, которые должны успокоить наших доверителей и придать им уверенность.

Я думаю, есть определенный объем типичных вопросов, с которыми справится робот, но это вопросы, не требующие правового анализа: как назвать документ, куда обратиться, какие льготы положены. Но со сложными вопросами, например, о перспективах того или иного дела, чат-бот вряд ли сможет справиться.

– Наряду с участием в онлайн-вебинарах ФПА РФ адвокаты АПКК повышают квалификацию и в своем регионе. Например, этим летом палатой был организован курс по теме «Введение в профессию адвоката». Какие еще занятия вы планируете провести в 2023 г.?

– В декабре мы провели в онлайн-режиме курсы повышения квалификации адвокатов. Это мероприятие является традиционным и ежегодным. В течение недели адвокаты-спикеры делятся теоретическими знаниями и практическим опытом со своими коллегами. Особое внимание всегда уделяется вопросам адвокатской этики и дисциплинарного производства. Кроме того, мы участвуем в различных научно-практических конференциях, которые проводят ведущие вузы нашего региона, и регулярно проводим различные тематические семинары.

В 2023 г. Адвокатская палата продолжит деятельность в этом направлении. Летом, уже по сложившейся традиции, обязательно будут проведены курсы для молодых адвокатов, стажеров и помощников; зимой – курсы повышения квалификации, рассчитанные на участие в них более опытных адвокатов, а в промежутках обязательно проведем несколько коротких, но не менее интересных мероприятий.

– А участвуют ли ваши коллеги в правовом просвещении студентов и старших школьников? Задействованы в этом направлении работы молодые адвокаты?

– Наши коллеги много общаются с молодым поколением: со школьниками, студентами вузов и колледжей. Рассказывают о нашей профессии, учат основам права, помогают разобраться в каких-то жизненных ситуациях. Возможно, кого-то это сможет уберечь от неправильных решений, а кого-то подтолкнет к избранию своей профессии. Этим занимаются в том числе и молодые адвокаты, но возраст и стаж, по моему мнению, здесь не главное. Главное, чтобы человек мог понятным языком донести до слушателей информацию, интересно рассказать о профессии, объяснить, почему каждому человеку необходимы знания в области права, чтобы после окончания встречи молодым людям захотелось еще что-то почитать по теме, поучаствовать в других просветительских мероприятиях, рассказать о том, что услышал, друзьям и знакомым.

– В интервью «АГ» председатель Комиссии АПКК по защите профессиональных прав адвокатов Ростислав Хмыров сетовал, что существующих нормативных правовых актов недостаточно для определения прав и обязанностей представителя адвокатской палаты. Как вы относитесь к его предложению внести в УПК РФ изменения, конкретизирующие полномочия представителей палаты, и с какими еще проблемами сталкивается палата при защите нарушенных прав адвокатов?

– Я не вполне разделяю позицию Ростислава Владимировича в этом вопросе. Безусловно, введение в УПК понятия представителя адвокатской палаты является правильной и позитивной новеллой. Также стоит согласиться с тем, что полномочия этих субъектов нормативно не расписаны. То есть сложилась ситуация, когда критерий необходимости соблюден, а критерий достаточности – нет. Таким образом, мы имеем некоторую правовую неопределенность, из которой в настоящее время предлагается выходить в рамках действующего закона, а в дальнейшем – через наработанную практику.

Основа моих сомнений лежит в области законодательного регулирования. Желание закрепить права и обязанности представителя палаты в УПК или иных нормативных правовых актах, безусловно, правильное. Но есть некоторые сомнения относительно пределов этих прав. Как бы законодатель при решении этого вопроса не установил максимально широкие границы обязанностей и максимально узкие границы прав. Есть и некоторые другие нюансы, с которыми я не вполне могу согласиться. Однако то, что у нас не на 100% совпадают мнения в этом или некоторых других вопросах, – нормально. Как говорится, два адвоката – три мнения.

В Адвокатской палате Краснодарского края уже давно и, на мой взгляд, довольно успешно действует Комиссия по защите прав адвокатов, в которую входят наши высококвалифицированные коллеги, в том числе оба вице-президента АПКК. Комиссия дает заключения по тем вопросам, с которыми обращаются наши адвокаты, не просто отписываясь «на бумаге», а общаясь с каждым обратившимся лично.

Вопросы, которые ставят перед нашей Комиссией, думаю, схожи с проблемами, возникающими перед адвокатами во всех регионах страны. Кого-то представители следствия хотят допросить в качестве свидетеля, тем самым устранив от защиты по делу; кому-то суд необоснованно ограничивает срок для ознакомления с материалами уголовного дела. Недавно Комиссией рассматривался случай, когда адвокату – представителю несовершеннолетнего потерпевшего, находящегося в психиатрическом диспансере, следователь препятствовал в общении с доверителем. А буквально сегодня в Комиссию обратился адвокат, которого не допустили на территорию отдела полиции с телефоном. Сотрудники полиции поставили условие, что пройти к своему подзащитному он сможет, только сдав все технические средства, обладающие функцией аудиозаписи.

Ни один вопрос Комиссия и Совет палаты не оставляет без ответа, подходя индивидуально к каждому случаю.

– В Краснодарском крае на постоянной основе действует порядка 90 адвокатских образований. Кто и по каким критериям устанавливает их рейтинг? Является ли проведение каких-либо рейтингов адвокатов правомерным с точки зрения КПЭА, запрещающего включение в информацию об адвокате и адвокатском образовании сравнений адвокатов между собой, их оценочных характеристик? И как вы лично относитесь к попыткам сторонних организаций выстроить по ранжиру адвокатов и адвокатские образования?

– Я с серьезной долей скепсиса отношусь к любым попыткам рейтингования адвокатов и адвокатских образований – просто потому, что не представляю, по каким объективным критериям это можно сделать. Адвокатская палата Краснодарского края не проводит никаких оценок деятельности коллегий, бюро или кабинетов. У нас действует Краснодарская краевая коллегия адвокатов, которая, кроме того, что является крупнейшим по численности адвокатским образованием в России, обладает серьезной репутацией. Но и другие адвокатские образования Краснодарского края работают на высоком профессиональном уровне. Что касается запрета КПЭА на оценочные характеристики и сравнения адвокатов между собой в предоставляемой информации, то этот запрет, как, впрочем, и весь Кодекс, относится только к самим адвокатам. Запрета для прочих лиц в рейтинговании кого бы то ни было нет и быть не может. А следовательно, то, что кто-то не из нашего сообщества пытается выстраивать рейтинги, – это нормально. Но скажу осторожно, объективности им хватает не всегда.

– Ваш предшественник на посту президента АПКК Андрей Чехов рассказал, что в 2020 г. в палату поступило более 1200 обращений в отношении адвокатов с просьбой возбудить дисциплинарные производства. Прошло 2 года. Число таких обращений растет или снижается? И как на них по статистике реагируют Квалифкомиссия и Совет?

– Количество обращений остается примерно на том же уровне. Всего за 2021 г. в палату поступило 1174 жалобы, возбуждено 122 дисциплинарных производства. Меры дисциплинарной ответственности были применены к 50 адвокатам. За 2022 г. точных данных пока предоставить не могу, но картина очень похожая. Исходя из этих цифр, можно сказать, что Квалификационная комиссия и Совет нашей палаты крайне внимательно относятся к жалобам и применяют к адвокатам меры дисциплинарной ответственности, только когда они действительно виновны. Я надеюсь, что не будет расти ни количество жалоб, ни число случаев применения мер дисциплинарной ответственности. Но это во многом зависит от самих адвокатов.

Со своей стороны могу гарантировать, что избранные в органы адвокатского самоуправления коллеги, которые рассматривают дисциплинарные производства, будут принимать решения объективно и в строгом соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Рассказать:
Яндекс.Метрика