×

Черный экран – это проявление неуважения к коллегам

Адвокатам полезно знать, как работают законы восприятия в онлайн-коммуникации
Материал выпуска № 3 (332) 1-15 февраля 2021 года.
Как справиться с жизнью и работой в онлайн-режиме? Как сформировать этические нормы поведения во время организации и проведения интернет-конференций? Какой дресс-код допустим в рабочих совещаниях, а какой – в судебных заседаниях с использованием видео-конференц-связи (ВКС)? На эти и другие вопросы в интервью «АГ» отвечает доцент кафедры адвокатуры Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат психологических наук Лариса Скабелина.

– Угроза коронавируса многое изменила в привычном укладе жизни. Лариса Александровна, Вы согласны с утверждением, что к новым реалиям мы оказались не готовы не технически, а прежде всего психологически?

– Да, пандемия изменила нашу жизнь. В основном изменения связаны с тем, что мы стали больше времени проводить дома, меньше непосредственно общаться. И если говорить о дистанционном формате обучения или конференциях в Zoom, то мы к этому довольно быстро адаптировались. Особенно молодежь, для которой общение онлайн давно стало привычным. Оказалось, что в этих способах коммуникации есть свои преимущества: экономия времени, ресурсов, большие возможности взаимодействия с коллегами из других стран.

А вот с психологическими последствиями изоляции справиться оказалось сложнее. Ограничения пространства, общения, трудности планирования жизни привели к росту тревоги, беспокойства, к появлению депрессии. О неготовности к возникшим в результате пандемии изменениям говорит увеличение числа обращений за психологической помощью. В период пандемии спрос на психотерапию вырос в 4 раза.

Самоизоляция многих повергла в депрессию. Каким образом можно адаптироваться к жизни в онлайн-режиме?

Общей для всех формулы нет. Поскольку депрессия возникает далеко не у всех и в разной степени, то и рекомендации могут быть весьма приблизительными.

Очень хорошие результаты в преодолении неглубокой депрессии оказывает эмоциональная поддержка другим нуждающимся в ней людям. Переключаясь на помощь другим, человек чувствует прилив сил. Ощущение своей полезности, реальные результаты оказанной поддержки помогают предупредить и преодолеть начальные симптомы депрессии.

Справляться с депрессией также помогают занятия любимым делом, наличие хобби. Уделяйте им время регулярно. Рисование, спорт, игра на музыкальных инструментах, фотографирование – все, что приносит радость, должно занимать в вашей жизни важное место. Жизнь – это не только работа. Ресурсы жизненной энергии необходимо постоянно пополнять. Любимое занятие играет значительную роль в этом.

Больше двигайтесь. Жизнь в онлайн-режиме слишком статична. Организму не хватает движения, поэтому возьмите за правило ежедневно совершать прогулки на свежем воздухе. Намечайте себе маршрут, придумывайте цель и, несмотря на погоду, обязательно выходите на улицу. Как говорится: «В движении жизнь!»

Если же депрессия глубокая и из-за стресса вы не в состоянии выполнять повседневные дела, то необходимо обратиться за профессиональной поддержкой к психотерапевту. Депрессия – серьезная проблема. По оценке специалистов, сегодня более 300 млн человек переживают ее. Депрессия отличается от обычной усталости тем, что человек перестает получать удовольствие от тех вещей, которые радовали, заряжали его позитивной энергией раньше: вкусная еда, общение с друзьями и др. Не нужно недооценивать депрессию, лучше ее предупредить или начать лечить на ранней стадии, чтобы остановить развитие болезни.

– Известны ли вам какие-то психологические пособия или тренинги, которые могут помочь приспособиться к работе в удаленном режиме?

– Inter-Agency Standing Committee (IASC) выпустил брошюру «Основные психосоциальные навыки. Руководство для персонала экстренного реагирования на пандемию COVID-19», которую я рекомендую к прочтению каждому. Издание предназначено для тех, кто по роду своей деятельности взаимодействует с людьми, в основном для медперсонала, полицейских, сотрудников социальных служб. Но я думаю, что эта брошюра будет полезна и адвокатам. В ней изложены психологические навыки, необходимые в условиях пандемии для заботы о себе и поддержки других людей через взаимодействие с ними, в том числе описаны техники релаксации, приводятся конкретные рекомендации по поддержанию психологического благополучия.

Или можно посоветовать «Важные навыки в периоды стресса: иллюстрированное пособие», подготовленное Всемирной организацией здравоохранения.

Данное пособие содержит пять разделов и соответственно пять методик для снижения стресса. Оно легко читается, иллюстрировано симпатичными картинками, содержит аудиоверсию упражнений, которую можно загрузить по ссылке. Я сама с удовольствием прочла это пособие и почерпнула в нем полезные приемы профилактики и преодоления стресса.

– В обществе стихийно формируются новые этические нормы поведения в интернет-конференциях и онлайн-совещаниях. Предпринимались ли попытки упорядочить этот процесс?

– Имеются отдельные официальные документы, рекомендующие определенные правила поведения в интернете, например, «Правила поведения адвокатов в сети “Интернет”». Но они не включают в себя правила поведения при проведении конференций в Zoom.

Если вы имеете в виду этические нормы для более широкой аудитории, взаимодействующей с коллегами в режиме онлайн-совещаний, то этика коммуникации в интернете в настоящее время находится в стадии разработки и становления.

– Знаете ли Вы о существовании каких-то нормативных документов, регулирующих этику делового онлайн-общения? Могут ли психологи помочь юристам сформулировать такие нормы поведения?

– Мне неизвестны такие документы. Цифровой этикет только формируется. Большинство правил сетевого этикета относится к негласным и находится еще в стадии обсуждения.

Допустимо ли курить по видеосвязи с коллегами? Этично ли прихорашиваться, глядя на свое изображение в ходе конференции в Zoom? Кто последним должен уходить со встречи в Zoom? Эти и другие вопросы обсуждаются, и единого мнения по ним нет.

Более того, мнения по некоторым вопросам меняются. Так, в начале пандемии считалось вежливым и этичным включать видео при общении в Zoom. Спустя месяцы правила перестали быть такими жесткими. Ведь человек, например, может жить в коммуналке, а включенная камера – это вторжение в его личное пространство, которое надо уважать. Сейчас рекомендуется заранее договариваться, в каком формате вы будете общаться: с видео или обходиться без него.

Психологи отмечают, что, когда включена камера, человек находится в состоянии повышенного стресса. Стресс вызван тем, что при общении в Zoom на него смотрят пристально и на близком расстоянии, он постоянно видит себя, а это непривычно и даже неестественно. Зачем же усугублять ситуацию?

Конечно, при составлении правил делового интернет-общения нужно учитывать наработки психологов.

Важно не забывать главное: в итоге цифровой этикет должен способствовать повышению эффективности работы и улучшению деловой репутации, помочь избежать неловких ситуаций в процессе общения.

Говоря о цифровом этикете, на мой взгляд, можно говорить только о советах и рекомендациях, поскольку интернет очень подвижен, технологии быстро развиваются, как и функционал приложений и платформ, и за ними сложно успеть.

– Что вы считаете абсолютно неприемлемым при удаленном общении? Можно ли утверждать, что правила поведения здесь должны быть даже жестче, чем в доковидный период.

– Я считаю неприемлемым то же, что и в обычном общении: грубость, бестактность, эгоцентризм, неаккуратный внешний вид, перебивание собеседника – все это одинаково неприемлемо и в офлайн-, и в онлайн-коммуникации.

Не считаю, что правила должны быть строже. Однако необходимо учитывать нюанс: грубость и бестактность в онлайн-общении иногда «считывается» несколько по-другому. Правда, в онлайн-коммуникации появились и новые формы проявления бестактности, неуважения к коллегам. Когда мы перешли на режим удаленного общения, почему-то некоторые решили, что в семинаре можно участвовать, сидя в гамаке на даче и будучи одетым в пляжный наряд. На мой взгляд, это неуважение к ведущему и остальным участникам совещания.

Если вы находитесь на отдыхе и решили поучаствовать в деловом мероприятии, найдите подходящую для этого обстановку, наденьте рубашку и включайтесь в работу. Минималистический фон за вашей спиной – важное условие делового онлайн-общения. Если зрители видят множество отвлекающих деталей, то первые пять минут они будут рассматривать именно их, а не слушать ваше выступление.

Проявлением неуважения к коллегам я считаю отсутствие фотографии в профиле. В этом случае при выключенной камере коллеги видят черный квадрат или какую-то отвлеченную фотографию с изображением на ней вида природы, животного или предмета. Ваши фотография и имя/фамилия – это то, что должно появляться на экране у коллег в случае, если вы вынуждены на время отключить камеру (такая необходимость может возникнуть при длительных мероприятиях).

Следите за настройками видео и звука. Выключайте свой микрофон, когда вы не выступаете, чтобы посторонние звуки не мешали остальным слушать доклад. Выступая, смотрите в камеру, а не на себя. Если хотите что-то сказать, «поднимайте руку», такая функция предусмотрена, например, в Zoom.

– Как объяснить людям, что во время конференц-связи неприлично есть или сидеть в пиджаке и галстуке, но без штанов? Или это вполне допустимо в новой реальности?

– Очень просто! Бывают ситуации, когда вам нужно встать от компьютера или потянуться за каким-то предметом либо документом, и тогда ваше «без штанов» появится на экране... За последние месяцы произошли несколько курьезных случаев, когда на экране мелькали пижамные штаны или постельное белье, и оставалось только отвести взгляд, хотя, как вы понимаете, камера безжалостно продолжала снимать неглиже коллеги. Рассказы о подобных ситуациях отрезвляют любителей показываться на экране только в верхней части костюма.

По поводу дресс-кода считаю, что он не должен быть таким же строгим, как на официальных мероприятиях в офлайн-формате. Никто ведь не требует надеть обувь, подходящую по цвету к платью. Полагаю, что длительная работа при участии в онлайн-конференциях должна быть комфортной, поэтому нужно совмещать соблюдение дресс-кода и удобство в одежде. Мне приходилось по 8 часов работать в программе Zoom, и это совсем не то же самое, что провести обычный 8-часовой рабочий день до начала пандемии. Тогда можно было весь день быть в деловом костюме, туфлях на невысоком каблуке, переезжать с места на место и везде соответствовать ситуации. Но сидеть в таком виде перед компьютером дома, по моему мнению, неразумно. Удобные мягкие брюки и рубашка вполне подходят для работы в условиях семинара, конференции, лекции, круглого стола.

Другое дело – участие в судебных заседаниях с использованием ВКС. Здесь, на мой взгляд, должен сохраняться прежний дресс-код, без каких-либо скидок, связанных с ситуацией онлайн-коммуникации.

Что касается перекусов в ходе конференций в Zoom, то без них бывает довольно трудно выдержать многочасовые мероприятия. В очном формате таких мероприятий их участники всегда устраивали кофе-брейк: отдыхали, общались. А при проведении онлайн-конференций перерывы для питания зачастую не делают вообще. Видимо, подразумевается возможность отойти на минутку за чашкой чая. Нет ничего неэтичного в том, чтобы, выключив на 5 минут видео и звук, перекусить, выпить чашку чая или кофе. Но принимать пищу перед включенной камерой во время конференции, на мой взгляд, неэтично.

– Кто может разработать и утвердить некие этические правила, регулирующие деловое интернет-общение?

– Думаю, что ждать их придется долго. С моей точки зрения, такие правила следует вырабатывать для каждой профессии в отдельности, учитывая ее специфику. Для учителей – это будет один набор правил, а для адвокатов – другой, поскольку у представителей этих профессий виды деятельности, перешедшие в онлайн-формат, разные. Наверное, достаточно просто будет дополнить «Правила поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”», утвержденные решением Совета ФПА РФ от 28 сентября 2016 г. (протокол № 7), пунктами, касающимися онлайн-мероприятий.

– Видите ли вы необходимость включать в программы повышения квалификации адвокатов новые курсы, помогающие не допускать этических ошибок при общении в интернете?

– Думаю, что такие занятия были бы интересны и полезны адвокатам. На них можно рассматривать не только этические правила поведения в онлайн-коммуникации, но и технические нюансы онлайн-общения. Многие допускают ошибки просто потому, что не знают, как выключить звук или видео в ходе конференции, как установить фото в профиль. Были случаи, когда онлайн-мероприятия срывались после 40-минутных безуспешных попыток главного докладчика включить у себя звук!

Полезно рассказать адвокатам о некоторых тонкостях того, как хорошо выглядеть на экране. Хорошо – не значит красиво, хотя и это не лишнее. Это означает – выглядеть в соответствии с задачей. Если задача – привлечь внимание, убедить аудиторию, то нелишне знать, как работают законы восприятия в онлайн-коммуникации. Психологическое влияние через экран тоже имеет свою специфику. Эмоциональное заражение, например, значительно сложнее и, как известно, камера «съедает» 50% эмоций. Так что, если хотите, чтобы аудитории передались ваши эмоции, они должны быть преувеличены.

– Нужно ли устанавливать какие-либо международные критерии, предполагающие единый дресс-код, речевые табу и другие правила? Или психология разных народов этого просто не позволит?

– Так же, как и обычное общение, онлайн-коммуникация имеет свои национальные особенности. Но, полагаю, что этические стандарты должны быть достаточно общими, чтобы быть приемлемыми для разных народов. И здесь важнее, на мой взгляд, профессиональный срез, а не национальный.

Рассказать: