В 2019 г. Российский арбитражный центр выпустил первую годовую статистику «РАЦ в цифрах». Так, в 2018 г. в РАЦ поступило более 250 исков, из которых по 150 были приняты арбитражные решения, еще 55 к началу 2019 г. находились на рассмотрении.
Судя по данным статистики, большинство споров, передаваемых в РАЦ, возникают в таких секторах экономики, как строительство и недвижимость, машиностроение, тяжелая промышленность, энергетика. Вместе с тем постепенно растет количество споров в банковской и финансовой сферах. Среди участников арбитража встречаются как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Одной из позитивных тенденций 2018 г. является повышение интереса к арбитражу среди добросовестных представителей регионального рынка. В качестве участников арбитража, администрируемого РАЦ, представлены компании не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из Волгоградской, Нижегородской, Томской, Свердловской и Челябинской областей, Красноярского края и др.
Во время реформы многие коллеги опасались, что в арбитраже останутся лишь действительно крупные споры, а иски на сумму менее 10–15 млн руб. «уйдут» в государственные суды, что увеличит и без того чрезмерную загрузку последних. Статистика РАЦ свидетельствует об обратном: цена иска почти в 2/3 споров, переданных в РАЦ в 2018 г., составила менее 10 млн руб. Лишь в 20% дел требования превысили 100 млн руб. Это показывает, что в арбитраж переходят средние и даже мелкие споры – до 1 млн руб.
Учитывая данную тенденцию, в конце 2017 г. РАЦ существенно снизил арбитражные сборы для внутренних споров стоимостью до 10 млн руб. (например, при цене иска в 5 млн руб. сбор снизился почти втрое – с 487,5 тыс. руб. до 168 тыс. руб.). Это позволяет сделать арбитраж еще более привлекательным для добросовестных представителей малого и среднего бизнеса. При этом снижение размера сборов происходит в первую очередь за счет повышения эффективности администрирования арбитража (в том числе Электронной системы арбитражного центра), так как арбитры должны получать достойный гонорар за свою работу.
Параллельно с ростом интереса к арбитражу российские пользователи становятся требовательнее к тому, что могут предложить им различные арбитражные учреждения, и более компетентными в части последних тенденций и механизмов совершенствования арбитража. При выборе арбитражного учреждения отечественные юридические лица обращают внимание не только на традиционно популярные западные арбитражные центры, но и на азиатские, а после реформы арбитража – и на российские арбитражные учреждения.
В рамках Петербургского международного юридического форума 2019 г. состоялся диалог представителей ведущих мировых и отечественных арбитражных учреждений – SCC, LCIA, DIS, VIAC, SCAI, РАЦ, МКАС, SIAC, HKIAC, CIETAC – о развитии сотрудничества в сфере международного коммерческого арбитража. Как отметил сомодератор сессии Андрей Панов, ни одно современное исследование в области арбитража не обходится без упоминаний о желании пользователей, чтобы арбитраж становился еще быстрее, дешевле и эффективнее. Учитывая это, российским арбитражным институтам следует постоянно модернизировать подходы и повышать качество администрирования, стремясь сократить временные и финансовые расходы сторон на проведение арбитража.
Одновременным проявлением конкуренции и сотрудничества между арбитражными учреждениями можно назвать то, что прогрессивные изменения, которые вносятся в арбитражные регламенты и практики администрирования арбитража, обращают на себя внимание арбитражных учреждений по всему миру, побуждая активнее внедрять современные механизмы повышения эффективности рассмотрения споров.
Одним из подобных механизмов, направленных на оптимизацию арбитражных разбирательств, стало использование цифровых технологий. Арбитражные учреждения по всему миру активно внедряют электронные системы кейс-менеджмента, доступные в режиме онлайн как для секретариата и арбитров, так и для сторон арбитража.
Российский арбитражный центр можно назвать в определенной степени «пионером» в этом движении. С момента его создания в 2016 г. началась разработка Электронной системы арбитражного центра (ЭСАЦ) – онлайн-платформы, позволяющей за считанные минуты инициировать арбитраж, быстро и удобно следить за ходом рассмотрения спора, а также в любой момент загружать и скачивать материалы дела, в том числе с мобильных устройств. ЭСАЦ также предоставляет сторонам и арбитрам возможность получать напоминания об устных слушаниях и других важных процессуальных действиях. Как показывает практика, стороны и арбитры активно пользуются ЭСАЦ и подтверждают ее удобство. Для Административного аппарата РАЦ, в свою очередь, Электронная система способствует снижению временных затрат на администрирование арбитража.
Представители зарубежных арбитражных учреждений в ходе дискуссии на ПМЭФ-2019 поделились также сведениями о том, что тоже стали внедрять и использовать при администрировании дел онлайн-площадки для обмена информацией и коммуникации со сторонами. Так, подобные электронные системы успешно работают в Венском международном арбитражном центре (VIAC) (указала его генеральный секретарь Элис Фремут-Вольф), в Международном арбитражном центре Гонконга (HKIAC), отметила генеральный секретарь Сара Гриммер. Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма (SCC), представленный генеральным секретарем Аннэт Магнуссон, также анонсировал запуск коммуникационной платформы в сентябре.
Большинство участников дискуссионной панели отметили, что настоящее время – непростое с точки зрения необходимости поиска ответов на постоянные экономические, правовые и политические вызовы. В таких условиях значительная роль в повышении эффективности процедуры арбитража возложена именно на арбитражные учреждения. Вместе с тем, как отметила в ходе обсуждения судья Верховного Суда РФ Наталья Павлова, формирование комфортной среды для пользователей арбитража – общая задача сторон, арбитражных учреждений и судов.
По мнению заместителя регистратора и директора Сингапурского международного арбитражного центра (SIAC) Кевина Нэша, сегодня важно, чтобы арбитражные учреждения активно взаимодействовали со всеми группами пользователей – получение обратной связи от сторон, их представителей, арбитров и других арбитражных учреждений может способствовать наиболее продуктивным изменениям. В качестве примера представитель SIAC указал, что действующий арбитражный регламент SIAC не был бы столь эффективным документом, если бы не были учтены комментарии, полученные от других мировых арбитражных учреждений в процессе его разработки.
Сотрудничество российских и зарубежных арбитражных институтов, на наш взгляд, действительно можно назвать ключом к решению многих современных задач арбитража. Сотрудничая, мы делимся друг с другом опытом и совершенствуем подходы в части администрирования арбитража. В конечном итоге от этого выигрывают стороны, так как получают более современные, качественные и разнообразные инструменты для ведения бизнеса в разных юрисдикциях по всему миру.