×
Конрат Валерия
Конрат Валерия
Руководитель общей судебной практики юридической компании «Эклекс»

Дивиденды – это доля от прибыли, которую компания распределяет среди участников общества (если это общество с ограниченной ответственностью) или акционеров (если это акционерное общество), и только если у компании имеется чистая прибыль. Распределяются дивиденды пропорционально долям в уставном капитале общества.

В соответствии со ст. 34, 36 Семейного кодекса РФ вопрос о том, является ли имущество общим или личным, зависит от нескольких аспектов:

  • на какие средства (личные или общие) оно приобреталось;
  • на основании каких сделок (возмездных или безвозмездных) приобреталось имущество;
  • времени возникновения права собственности на конкретное имущество у каждого из супругов (до или во время брака).

Так, если имущество приобреталось за счет общих доходов супругов в период брака – независимо от того, на кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, – имущество считается общим. Доходы каждого из супругов от предпринимательской деятельности также считаются частью общего имущества. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак или полученное одним из супругов во время брака по безвозмездным сделкам, является личным имуществом каждого супруга.

Относительно вопроса о том, относятся дивиденды к общей или личной собственности применительно к семейным правоотношениям, Московский городской суд в апелляционном определении от 29 августа 2019 г. по делу № 33-31473/2019 пришел к выводу, что если доля в уставном капитале общества была приобретена до брака, то дивиденды являются личной собственностью супруга и не могут рассматриваться как доходы, полученные от использования общего имущества. Помимо этого суд отметил, что решение о выплате дивидендов также было принято до заключения брака, а тот факт, что налог на доходы в виде дивидендов фактически был уплачен ответчиком в период брака, юридического значения не имеет. В этом деле суд сделал акцент именно на том, что имущество принадлежало одному из супругов до заключения брака и решение о дивидендах было принято также до вступления сторон спора в брак.

В другом деле суд отклонил довод о том, что дивиденды являются общим имуществом супругов, так как их нельзя признать доходом от предпринимательской деятельности. Поступление денежных средств в качестве дивидендов, как правило, не ставится в зависимость от трудовой деятельности другого супруга. Суд на основании ст. 34 Семейного кодекса больше склонен полагать, что доходы, полученные от акций, приобретенных до вступления акционера в брак, являются его личной собственностью согласно определению Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2021 г. по делу № 88-1482/2021.

В еще одном примере Третий КСОЮ в определении от 2 декабря 2019 г. № 88-1131/2019 признал дивиденды общим имуществом, указав, что их сумма подлежит разделу при разводе как доходы от предпринимательской деятельности, несмотря на то что организация была учреждена за два года до заключения брака сторонами спора, преобразована в другую форму во время брака и решение о дивидендах тоже было принято в период брака в соответствии со ст. 34 Семейного кодекса.

Исходя из разъяснений Верховного Суда РФ, приведенных в Обзоре судебной практики за третий квартал 2002 г., о признании ценных бумаг и дивидендов, полученных по ним, общим имуществом супругов можно утверждать, только если эти ценные бумаги были получены одним из супругов в результате его трудового участия в приватизированном предприятии в период брака. Лишь в этом случае подобные дивиденды могут быть признаны доходом от трудовой и предпринимательской деятельности.

Стоит отметить, что норма, содержащаяся в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10 апреля 2008 г. № 03-04-06-01/79, о том, что доходы, полученные в виде дивидендов, не относятся к доходам, получаемым физлицом от осуществления предпринимательской деятельности, работает только при применении норм НК РФ. Таким образом, в данном деле суд акцентировал внимание именно на том, что во время принятия решения о выплате дивидендов стороны находились в браке, несмотря на то что организация была учреждена до вступления сторон в брак.

Представляется, что ввиду отсутствия единообразной судебной практики шансы на победу в суде высоки у обеих сторон – всё будет зависеть от профессионализма судебных представителей, доказательственной базы, судейского усмотрения и прочих факторов.

Рассказать:
Другие мнения
Мухамбетова Айжан
Мухамбетова Айжан
Управляющий партнер Equal Legal Partners
Аффилированность не отменяет срок исковой давности
Арбитражный процесс
ВС напомнил: срок давности – не условность, а гарантия стабильности гражданского оборота
16 июня 2025
Иванова Юлия
Иванова Юлия
Управляющий партнер юридической компании ЮКО
Тенденции рассмотрения банкротных споров
Арбитражный процесс
Наиболее интересные положения обзора судебной практики Верховного Суда за 2024 год
11 июня 2025
Абдюшев Руслан
Абдюшев Руслан
Ведущий юрист МКА «Юридическая помощь бизнесу»
Когда векселя подлежат возврату
Арбитражный процесс
ВС указал, что оставление ценных бумаг в материалах дела препятствует своевременному рассмотрению иска
10 июня 2025
Калужский Виктор
Калужский Виктор
Юрист практики интеллектуальной собственности CLS, патентный поверенный РФ
СИП как первая инстанция: ключевые тенденции судебной практики
Право интеллектуальной собственности
Количество мировых соглашений выросло, а суммы исполнительных листов сократились
09 июня 2025
Бостанова Халимат
Бостанова Халимат
Старший юрист, юридическая компания «Митра»
Ответственность за «брошенный» бизнес становится строже
Арбитражный процесс
Даже «старые» долги могут повлечь привлечение КДЛ к субсидиарной ответственности
09 июня 2025
Завацкая Евгения
Завацкая Евгения
Партнер Precedent consulting
Приоритет – стабильность гражданского оборота
Конституционное право
Конституционный Суд в очередной раз поддержал добросовестных приобретателей
06 июня 2025
Яндекс.Метрика