×
Мамий Алий
Мамий Алий
Президент АП Республики Адыгея

В июне в ФПА РФ обсудили необходимость внесения изменений в статью 17 Кодекса профессиональной этики адвоката, регулирующую допустимую информацию об адвокате и адвокатском образовании. Возникла дискуссия о том, каким образом можно разграничить рекламу и информацию об адвокате. Тема тем более актуальна сейчас, когда адвокаты, которые не могут рекламировать свои услуги, вынуждены конкурировать с частнопрактикующими юристами, не связанными подобными профессиональными этическими ограничениями.

Вопросы, которые встают в связи с этим перед российской адвокатурой, поставила член Совета ФПА РФ Ирина Оникиенко. Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян исчерпывающе ответил на ряд из них, указав, что действующее нормативно-правовое регулирование позволяет адвокатам и адвокатским образованиям представить потенциальному клиенту достаточную информацию о себе и своих возможностях, Кодекс профессиональной этики удерживает адвокатов от аморальных проявлений, а принятые в сообществе запреты соответствуют международным стандартам и традициям российской адвокатуры.

От себя хочется отметить, что, принимая любые решения, касающиеся если не возможности адвокатской рекламы, то хотя бы расширения способов информирования адвокатами потенциальных доверителей о своей деятельности, надо действовать максимально осторожно. Неоправданные эксперименты с внедрением в адвокатскую практику рыночных институтов могут лишить адвокатуру самой ее сути. В некотором смысле пугает само слово «реклама» применительно к адвокатской деятельности. Ведь в общественном сознании однозначно закрепилось, что «реклама – двигатель торговли», а в этой своей роли она мало сочетается с представлениями об адвокатуре как об институте гражданского общества.

Хотя, конечно, есть и «социальная реклама» (ст. 10 Закона РФ «О рекламе»), которая не допускает упоминания о средствах индивидуализации товаров, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминаний о социально ориентированных НКО. Вероятно, применительно к системе бесплатной юридической помощи подобная реклама будет полезна и эффективна. Но рекламирование непосредственно адвокатом видов оказываемой помощи может привести к опасной с позиций профессиональной этики черте. Кроме того, свои возможности, равно как и вызовы, предполагает развитие интернет-технологий, приход в нашу жизнь социальных сетей.

Опыт США

Показателен опыт американских коллег. С начала прошлого века Американская ассоциация юристов установила общий запрет на рекламу юридических услуг. Считалось, что самой достойной и эффективной рекламой является репутация и доверие клиентов. Ситуация поменялась в 1997 г. – после вынесения решения Верховным Судом США по делу Bates v. State Bar of Arizona, согласно которому публикация адвокатом в прессе контактной информации, перечня услуг и расценок была признана допустимой. Верховный Суд усмотрел в запрете на рекламу ограничение свободы слова (знаменитая Первая поправка). Также Верховный Суд указал, что реклама юридических услуг может приблизить их к широким слоям населения, что положительно скажется на возможности граждан защищать свои права.

Сегодня реклама адвокатских услуг в США не является чем-то исключительным. Хотя, естественно, сохраняются ограничения. К примеру, в Нью-Йорке указание на специализацию допустимо, если юридическая фирма обладает лицензией на оказание подобных услуг.

Некоторые адвокаты направляют предложения об оказании юридической помощи непосредственно людям, вовлеченным в правовой спор, или тем, кто может быть в него потенциально вовлечен. Информация для этого берется из открытых источников. Есть практика рассылки сообщений, содержащих общую информацию об оказываемых услугах, или приглашений на семинары, организуемые юридической фирмой. Используются различные механизмы маркетинга в Интернете.

Реклама юридических услуг в США создается людьми не без чувства юмора. Специализирующийся в вопросах медицинского права юрист Глен Лернер снял ролик про то, как он бежит за машиной скорой помощи, в которой везут его доверителя. Отвечая на вопросы прохожих, что он делает, юрист говорит: «Работаю!».

Образы временами становятся агрессивными и напористыми. «Техасский ястреб закона» Брайан Уилсон – молодой юрист, специализирующийся в уголовном праве. Своими видеороликами он вызвал шумиху в масштабах США, количество их просмотров на YouTube исчисляется миллионами. В этих видео Брайан Уилсон сражается с огнедышащим драконом и размахивает самурайским мечом (таким образом он рассказывает про порядок ношения холодного оружия), несется на мотоцикле на фоне американских флагов, бежит с флагом и выхватывает голыми руками рыбу из ручья (не зря же «ястреб»). При этом он постоянно выкрикивает: «Брайан Уилсон – техасский ястреб закона!». Далее зрителю показывают, как он прибывает на место по звонку попавших в щекотливую ситуацию доверителей, где пресекает совершение полицией в их отношении недозволенных действий. К примеру, разоблачает схему, при которой полицейские незаконно требуют от сомнительного вида граждан «подышать в трубочку», но результаты теста на опьянение фальсифицирует спрятавшийся в аппарате карлик, одетый в полицейскую форму. По ходу даются пояснения относительно прав водителей и процедуры лишения водительских прав. В завершение Брайан Уилсон, уже серьезным голосом и с серьезным видом, предлагает зрителю позвонить ему в случае возникновения конфликтов с органами правопорядка.

Это уже не традиционная реклама в газете или на телевидении. Это вирусное видео – яркое, заметное, смешное, которое распространяется самими пользователями интернета. На своих страницах в соцсетях, интернет-ресурсах аудитория делится необычными роликами, и чем активнее она это делает, тем эффективнее будут подобные материалы индексироваться интернет-поисковиками.

Читайте также
Допустима ли реклама адвокатской деятельности?
Адвокаты обсуждают, необходимо ли внести поправки в ст. 17 КПЭА
25 апреля 2019 Дискуссии

Не можем сказать ничего предосудительного относительно самого Брайана Уилсона. Но его творчество на рекламном поле – это лишь часть масштабных процессов. В США так или иначе рекламируется огромное количество юруслуг. Но получат ли в конечном счете клиенты правовую помощь надлежащего качества? За замечательной, яркой формой, как учит жизнь, может скрываться тусклое и малозначительное содержание. К слову, на это же указывает Нвер Гаспарян в своей заметке: «Разрешая сообщать отзывы других лиц об адвокатах, мы наиболее вероятно столкнемся с лавиной инициированных самими же адвокатами хвалебных оценок, которые действительно могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызвать у них безосновательные надежды».

Консервативные англичане

Реклама юридических услуг в Великобритании гораздо более сдержанна и осмотрительна. Как полагают в Moore Legal Technology – агентстве по цифровому маркетингу, специализирующемся на работе с юридическим сектором, – особый подход американских адвокатов к продвижению своих услуг обусловлен как особенностями правовой системы США, так и определенными социокультурными факторами. Важно учитывать и то, что институты социальной защиты в США менее развиты, чем в Европе. Если житель Англии получает травму на рабочем месте, он может рассчитывать на оплату больничного листа, медицинскую помощь и бесплатное обеспечение лекарствами. Он защищен от незаконного увольнения. Гражданин США, оказавшийся в такой ситуации, может просто очутиться на улице с непомерным счетом за лечение на руках. Поэтому среди американцев существует больший спрос на судебную защиту.

Отмечается и то, что юристы в Соединенном Королевстве по-прежнему расценивают себя как служителей права, представителей своей юридической фирмы и лишь затем как представителей доверителей. В Штатах система ценностей иная – во главе угла здесь в первую очередь интересы клиента.

Фактор, который нельзя сбрасывать со счетов, – опять-таки то, что уже выросло поколение, воспитанное Интернетом. Молодежь привыкла общаться с окружающим миром через социальные сети, через короткие и яркие послания и видеоролики. Манера преподнести себя, которой придерживается «техасский ястреб закона», вполне встраивается в картину мира этого поколения. «Рано или поздно некоторые юристы в Соединенном Королевстве примут подобную тактику рекламирования своих услуг и получат от этого значительную пользу. Возможно, что они заплатят за это уважением в глазах своих коллег, но у них все будет хорошо. Может, это будете вы?» – задают вопрос читателю авторы публикации на сайте Moore Legal Technology.

Что дальше?

Несомненно, приход новых информационных технологий во все сферы общественной жизни, в том числе в сферу права, это объективный процесс. С этим сталкивается весь мир. Жить, как в прошлом, уже нельзя – так или иначе, но происходящее скажется на работе российских адвокатов. Поэтому будем с интересом наблюдать, как к новой реальности приспосабливаются наши коллеги за рубежом. Надеюсь, адвокатура России также сможет достойно встроиться в эти процессы.

Ответ на вызовы времени предполагает большую работу, в том числе на уровне региональных адвокатских палат. Это, помимо прочего, вопросы этичности и неэтичности поведения адвокатов в информационном пространстве и социальных сетях, которые будут разрешаться на местах. Но в любом случае хочется верить, что в своей ежедневной практике адвокаты будут придерживаться в первую очередь убеждения, что самой достойной и эффективной рекламой является создание заслуженной профессиональной репутации и заслуженное доверие людей, которым они оказывают помощь.

Что касается нынешних условий, когда российские адвокаты вынуждены конкурировать в информационном поле с частнопрактикующими юристами, то будем надеяться, что по мере воплощения в жизнь идеи исключительного права адвокатов на судебное представительство проблема может стать менее острой.

Рассказать:
Другие мнения
Загайнов Дмитрий
Загайнов Дмитрий
Адвокат АП Свердловской области, партнер INTELLECT, Почетный адвокат России
Соглашение между адвокатом и доверителем как договор
Стандарты адвокатской деятельности
Разграничение понятий «соглашение» и «договор» очень условно
30 июля 2024
Чекотков Артем
Чекотков Артем
Адвокат МКА «Князев и партнёры», к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Обращение к уполномоченному по защите прав предпринимателей: избирательный механизм
Методика адвокатской деятельности
Ситуации, когда эксперты не рекомендуют использование института бизнес-омбудсмена
30 июля 2024
Гаранин Михаил
Гаранин Михаил
Адвокат Палаты адвокатов Нижегородской области, канд. филос. наук, доцент, общественный помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области
Важный элемент защиты
Методика адвокатской деятельности
Обращение к Уполномоченному по защите прав предпринимателей как инструмент защиты по уголовному делу
30 июля 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
В описанных в статье обстоятельствах наиболее разумный способ формализации отношений – заключение соглашения на защиту доверителя с третьим лицом
Стандарты адвокатской деятельности
Несоответствие соглашения нормам законодательства об адвокатской деятельности не означает его недействительность с точки зрения гражданского права
30 июля 2024
Зайцев Владимир
Зайцев Владимир
Адвокат АП Алтайского края, председатель Первой коллегии адвокатов Алтайского края
Адвокаты чувствуют, что они «всегда на работе»
Методика адвокатской деятельности
Причины профессионального выгорания, его профилактика и преодоление в составе коллективных адвокатских образований
18 июля 2024
Адвокатура – моя жизнь
Адвокатская деятельность
Автобиографические заметки
18 июля 2024
Яндекс.Метрика