В начале 2024 г. Министерством финансов Республики Армения был разработан и представлен на обсуждение проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РА, положения которого помимо прочего направлены на изменение порядка налогообложения в сфере оказания адвокатских услуг.
В частности, согласно предлагавшемуся регулированию хозяйствующие субъекты, которые занимаются оказанием адвокатских услуг, с 1 января 2025 г. в обязательном порядке переходят на общую систему налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость (НДС) по ставке 20% и налога на прибыль по ставке 18%, что в сумме составляет 38%. При этом важно заметить, что до вступления поправок в законную силу в отношении адвокатской деятельности была возможность применения налога с оборота по ставке 5%, не считая обязательных платежей.
Разработчики законопроекта в качестве обоснования столь резких изменений в сфере налогообложения ссылались на необходимость сокращения разницы между налоговой нагрузкой по налогу с оборота и общей системой налогообложения, стимулирования документального подтверждения расходов хозяйствующих субъектов, а также повышения адресности двух систем налогообложения, предназначенных для субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства).
Еще на стадии рассмотрения законопроекта компетентными госорганами, а затем Национальным Собранием РА адвокатское сообщество в лице Палаты адвокатов РА предприняло последовательные шаги для привлечения внимания к проблемам, которые повлечет принятие столь неблагоприятных для адвокатов условий налогообложения и, как следствие, – для лиц, нуждающихся в защите их прав и свобод. В частности:
-
Правительству и Национальному Собранию РА были представлены обоснованные замечания и предложения относительно восстановления прежних условий налогообложения адвокатской деятельности;
-
организованы и проведены множество встреч и рабочих обсуждений в том числе с компетентными представителями Аппарата премьер-министра, министерств юстиции и финансов РА, комиссий Национального Собрания РА;
-
направлено обращение к Защитнику прав человека РА, Группе государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO) и ее мониторинговой группе, Европейской комиссии по эффективности правосудия Совета Европы, Комиссару по правам человека Совета Европы, Европейскому комитету по правовому сотрудничеству, Совету адвокатов и юридических обществ Европы (CCBE), совместно с Парижской ассоциацией адвокатов Генеральной Ассамблее ООН был представлен доклад;
-
проведены ряд пресс-конференций, посвященных обсуждению данной проблематики.
Однако несмотря на принятые меры, 12 июня 2024 г. Закон был принят Национальным Собранием РА, после чего Палата адвокатов РА направила обращения Президенту РА, Защитнику прав человека и депутатам НС РА с просьбой обратиться в Конституционный Суд РА для проверки конституционности принятых поправок. При этом еще до подписания закона Палата адвокатов РА обратилась к Президенту РА с просьбой не подписывать закон и обратиться в КС РА.
После подписания закона на сайте Палаты адвокатов РА 30 октября 2024 г. была опубликована информация, касающаяся принятого решения.
Защитник прав человека РА 1 ноября 2024 г. обратилась в КС РА для определения конституционности положений закона, но заявление не было принято к рассмотрению.
20 ноября 2024 г. на парламентских слушаниях в НС РА Палата адвокатов РА вновь представила правовые позиции относительно проблем, связанных с применением положений Закона и последствий, о чем также высказались многие депутаты НС РА.
22 января, после вступления Закона в силу, рядом депутатов НС РА в Конституционный суд РА было подано заявление о проверке конституционности положения НК РА и Закона.
Параллельно Палатой адвокатов РА был разработан и представлен Правительству РА законопроект, положения которого направлены на восстановление прежних условий налогообложения в сфере оказания адвокатских услуг. Вопрос о принятии данного документа одобрен общим собранием адвокатов 10 февраля 2025 г.