Обсуждение неактуальных тем – примета времени. В разведке этот прием называется отвлечением на негодный объект. Он используется для прикрытия работы по решению значимой проблемы либо для переключения сил и средств противника с первоочередных вопросов на второстепенные. Искусственно спровоцированные в адвокатской среде дебаты о необходимости срочного облачения членов корпорации в мантии, по моему глубокому убеждению, являют собой классический пример такой подмены.
Не стану приводить бесконечно длинный перечень наиболее актуальных проблем адвокатского сообщества, требующих четкой и осмысленной реакции органов корпоративного самоуправления. Они хорошо известны. Однако позволю себе допустить, что введение мантии как символа принадлежности к корпорации стоит в конце этого списка.
Впрочем, предлагаю вам помечтать. Давайте ненадолго представим, что мы справились со всеми вызовами и приступили к бурному обсуждению столь вожделенного некоторыми из наших коллег предмета адвокатского гардероба.
Я испытываю бесконечную радость за тех, кому для переодевания уже открыли «кабинеты судей». Тем не менее позволю себе не поверить в возможность подобного сценария: и курточку зимой оставить не разрешат. И будут совершенно правы. Лично я не смог бы даже изобразить удовольствие от того, что в моем рабочем кабинете вдруг кто-то станет переодеваться. Хотя бы и председатель ВС РФ. В конце концов, это унизительно для обоих.
Вопрос об облачении в мантию будет неактуален как минимум до тех пор, пока повсеместно в судах не появятся адвокатские комнаты, желательно с утюгом и гладильной доской. За мою почти десятилетнюю практику и сотни проведенных процессов адвокатская комната встретилась мне только в Пензенском областном суде. В прочих нет даже гардероба (арбитражи не в счет).
Кроме того, процесс облачения в мантию и последующее извлечение себя любимого из нее могут занять у адвоката едва ли не больше времени, чем сам процесс. А время – деньги.
Что же касается возможных плюсов, которые нам якобы сулит сие новшество, то доводы коллег в их обоснование – да простят они меня за скепсис – представляются малоубедительными.
Рассуждения об индивидуальности и неповторимости каждого из нас и о том, что любая форма «уравниловки» противна самому существу адвокатуры и незыблемому духу ее независимости, оставлю седовласым мэтрам, заслужившим свое право на пафос измышлений о вечном. Буду примитивен: лучшим, единственно возможным и наиболее доступным для окружающих, подтверждением особого статуса адвоката являются его честь, ум и профессионализм, ибо никакая мантия не сделает из бессовестного невежды достойного уважения профессионала. Иными словами, если завтра одеть меня в пачку и обуть в пуанты, хотя бы и сделанные из золота и расшитые сапфирами, я не затанцую вдруг, как Майя Плисецкая, которая в тулупе и валенках на босу ногу, очевидно, была бесконечно грациознее вашего покорного слуги.
Невозможность таких метаморфоз легко проследить на примере тех, кто уже носит мантию. Как известно, ее наличие не способствует чудесному преображению секретаря судебного заседания в грамотного судью.
Не менее сомнительными представляются доводы о том, что введение мантии избавит корпорацию от «шортов-бандан». Во-первых, принудительное облачение в форму 80 тысяч адвокатов ради обуздания сезонных поползновений двух-трех не слишком притязательных к себе коллег, представляется явно излишним. А во-вторых, смею вас заверить, что тот, кто сегодня приходит в суд в бандане и шортах, завтра будет жарить в мантии шашлык, а потом в ней же усядется им закусывать. И если бандана и шорты порочат, как ни крути, одного конкретного адвоката, то засаленная мантия, в которую вчера рыбу заворачивали, с прикрученным к ней значком, будет позорить всю адвокатуру.
И напоследок. По моему мнению, добротный костюм, правильно подобранные рубашка и галстук, в сочетании с чистой обувью, более чем достаточно подчеркивают особый статус адвоката в сравнении с извечно «черными» судьями и небесного цвета работниками прокуратуры. Каким образом копирование судейского одеяния поможет выделить адвоката в процессе – за пределами моего понимания.
P.S. Полагаю, что компромиссным решением мог бы стать парик а-ля граф Бестужев. Компактен, быстро надевается, может быть использован вместо шапки в зимнее время. Опять же, отлично прикрывает бандану. Прийти в суд в бандане и не быть за это наказанным… Мечта!