30 ноября 2024 г. Правительство РФ внесло в Госдуму проект поправок в Закон о банкротстве (законопроект № 783717-8), предусматривающий изменения в части распределения денежных средств от продажи единственного жилья гражданина-банкрота, которое является предметом залога.
В действующей редакции Закона о банкротстве (п. 5 ст. 213.27) указано, что залоговому кредитору подлежит выплата в размере 80% от суммы, полученной от реализации имущества, являющегося залоговым.
6 октября 2023 г. Верховный Суд РФ вынес революционное, на мой взгляд, Определение СКЭС № 304-ЭС23-2129 (3) по делу № А45-29954/2020, согласно которому залоговому кредитору подлежит выплата в размере 90% от суммы, полученной в ходе реализации заложенного имущества. Оставшиеся 10% должны быть направлены на погашение расходов, связанных с проведением торгов, выплатой вознаграждения финансовому управляющему и выплатами лицам, привлеченным для осуществления деятельности арбитражного управляющего.
Согласно законопроекту № 783717-8 в первую очередь удовлетворению подлежат требования залогового кредитора – в размере 90% от суммы, вырученной от реализации имущества на торгах, но не более суммы требований, включая неустойки и иные финансовые санкции. При этом Законом о банкротстве предусмотрено, что залоговому кредитору выплачиваются лишь 80% от суммы, вырученной от реализации имущества на торгах, 5% направляются на погашение требований кредиторов первой и второй очередей в случае недостаточности иного имущества должника и 5% подлежат выплате с целью реализации конституционного права на жилище, если реализованный ипотечный объект недвижимости был для должника и его семьи единственным пригодным для жилья помещением. В случае недостаточности указанных 5% для реализации права должника на жилище исключению из конкурсной массы подлежат все денежные средства, поступившие в нее.
Отдельно поправки предусматривают порядок распределения денежных средств, полученных от реализации ипотечного жилья, если объект недвижимости являлся совместно нажитым имуществом супругов. Так, в законопроекте указано, что требования залогового кредитора, расходы на обеспечение сохранности жилого помещения и иные расходы, связанные с реализацией имущества, будут погашаться за счет денежных средств, причитающихся только должнику.
Как отмечается в пояснительной записке, поправки инициированы с целью исполнения Постановления Конституционного Суда от 4 июня 2024 г. № 28-П, которым установлено, что исполнительский иммунитет не распространяется на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, а обращение взыскания на такое жилье преследует лишь цель удовлетворения требований залогодержателя.
Долгое время порядок распределения денежных средств от реализации единственного жилья, являющегося предметом ипотеки, оставался на усмотрении суда и был неоднозначным и противоречивым. Предлагаемые законопроектом изменения, с одной стороны, будут способствовать единообразию судебной практики, соблюдению конституционного права должника и его супруга/бывшего супруга на единственное жилье. С другой стороны – на погашение требований кредитов первой и второй очередей предлагается направлять всего 5% от суммы, полученной от реализации заложенного имущества, что, полагаю, явно несоразмерно расходам, которые финансовый управляющий несет при выполнении обязанностей, ведь даже его вознаграждение за реализацию имущества установлено в размере 7%. Таким образом, законопроект в представленной редакции, на мой взгляд, носит спорный характер и требует доработки.