×

Об образованных юристах и компетентных специалистах

Соединение вузовской фундаментальности и практических навыков рождает совершенно новую образовательную модель. Полагаю, именно в этом ключе будет развиваться, в частности, юридическое образование
Лизунов Дмитрий
Лизунов Дмитрий
Управляющий партнер «LLC-Право»
Чтобы развивать и продвигать практику, мы часто обращаемся к авторитетным экспертам, западным бизнес-бестселлерам. Это, безусловно, необходимо для выстраивания собственной стратегии и расстановки приоритетов. Но есть один неизменный секрет успеха любого проекта, которым не стоит пренебрегать. Мы можем и должны сами формировать среду для своих проектов.

Именно так родился совместный образовательный проект юридической фирмы «LLC-Право» и Томского государственного университета. Идея курса, который сейчас уже внесен в учебный план ТГУ, родилась как ответ на вопрос: каких людей мы хотим видеть в своей фирме? Какими компетенциями они должны обладать? Каким вообще должен быть юрист и откуда он такой правильный, с нужными практическими навыками, появляется?

Вопросы вполне повседневные: нам всем нужны хорошие и грамотные сотрудники. Чтобы умели вести дела. Чтобы грамотно создавали документы. Чтобы достойно выступали в судах. Чтобы эффективно общались с клиентами. Чтобы четко понимали цели и задачи своей работы. Чтобы с пониманием ставили личные цели. Чтобы умели планировать рабочий день. Чтобы умели уместно одеваться… Список того, что ждет работодатель от работника своей мечты, можно продолжить.

А теперь вопрос. Много к вам приходило таких соискателей? Много вы знаете таких специалистов, пусть даже работающих у ваших конкурентов? И кто должен нам таких специалистов подготовить?

Очевидно, что сегодня вузы, являясь хорошей площадкой базового образования, выпускают специалистов теоретического профиля. Без даже базовых навыков практической деятельности. Просто в силу того, что все сегодняшнее высшее образование заточено именно на базисные знания и на трансляцию информации. Практические же компетенции неизменно остаются за скобками. И выпускник, попавший с корабля не на бал, а в самое что ни на есть море, оказывается не вполне готовым представить себя будущему работодателю. Образно говоря, вуз, рассказывая об устройстве автомобиля, давая для разбора и изучения правила дорожного движения, не учит на этом самом автомобиле ездить. Обучая теории юриспруденции, он не готовит специалиста в области права, готового приступить к работе сразу по выпуску из вуза.

Что мы имеем в сухом остатке? Работодатель ищет и находит молодого, энергичного, готового к прорывным решениям, гибкого, впитывающего все то, что в него вложит руководитель выпускника. Но при всех плюсах и при всех базовых знаниях выпускника работодатель тратит свое время на то, чтобы сделать профильный «апгрейд» молодого специалиста. Учит, выращивает, пестует и в итоге через пару–тройку лет на экс-выпускника становится приятно смотреть.

Со стороны бывшего студента, который отправляется на поиски работы, все тоже не очень радужно. С чем идти к работодателю сразу после вуза? Как позиционировать себя и о каких своих навыках рассказывать на собеседовании? Общие юридические знания зачастую оказываются исключительно теоретическими, с которыми выпускник искренне не знает, как поступить.

Курс, который мы назвали «Международные стандарты юридической практики» (и сейчас я это отчетливо вижу), обладает большим потенциалом и перспективой. Как управляющий партнер юридической фирмы я отчетливо осознаю и проблемы, и задачи, с которыми должен научиться справляться будущий выпускник. Это профессиональные навыки, которые я передаю своим студентам. В данном случае базовая функция высшего образования – транслирование знания – дополняется прикладными решениями. А предложить эти решения может только практикующий специалист, в полной мере обладающий профессиональными компетенциями.

Это соединение вузовской фундаментальности и практических навыков рождает совершенно новую образовательную модель. Полагаю, именно в этом ключе будет развиваться, в частности, юридическое образование. Оно уже меняется. Мы видим это не просто умозрительно, но ежедневно, в каждом новом занятии, в каждой новой дискуссии со студентами. Общество меняет свои запросы. И в наших силах идти немного впереди, эти запросы опережая.


Рассказать:
Другие мнения
Карташов Михаил
Карташов Михаил
Адвокат АП Калининградской области, АП Берлина, к.ю.н.
К вопросу о профессиональной квалификации адвоката
Юридическое образование
Специализированные адвокаты нужны, если адвокаты общего профиля уже подготовлены
18 Мая 2018
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ»
Знание – сила
Юридическое образование
Из истории высшего юридического образования России
27 Апреля 2018
Мельник Екатерина
Мельник Екатерина
Адвокат АП Московской области, член Совета молодых адвокатов Московской области, руководитель проекта СМАМО «Юный Юрист»
Проект СМАМО «Юный юрист»
Юридическое образование
Молодые адвокаты рассказывают школьникам о профессии юриста, об их правах и обязанностях
16 Апреля 2018
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ»
Знание – сила
Юридическое образование
Из истории высшего юридического образования России
13 Апреля 2018
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ»
Знание – сила
Юридическое образование
Из истории высшего юридического образования России
30 Марта 2018
Дядькин Дмитрий
Дядькин Дмитрий
Старший партнер КА «Дефенден Юстицио», директор Института государства и права Сургутского государственного университета, д.ю.н.
Переизбыток юристов?
Юридическое образование
О недостатках исследования, согласно которому талантливые школьники чаще выбирают юридическую профессию
16 Января 2018