×
Сенцов Иван
Сенцов Иван
Член Квалификационной комиссии АП Воронежской области, заведующий филиалом ВОКА «Адвокатская контора Маклаков, Сенцов и партнеры», Преподаватель кафедры гражданского права и процесса Воронежского государственного университета

С 1 сентября вступят в силу поправки в Закон об образовании (Федеральный закон от 23 мая 2025 г. № 114-ФЗ «О внесении изменений в статьи 101 и 104 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”»), предоставляющие Правительству РФ право определять перечень направлений подготовки и специальностей высшего образования, а также научных специальностей, по которым может устанавливаться предельное количество мест для приема на обучение на платной основе.

В настоящее время высшие учебные заведения сами определяют специальности и количество мест для платного обучения. Теперь согласно Закону № 114-ФЗ самостоятельность вузов ограничивается – правительство будет определять, для каких специальностей вводятся ограничения по приему на возмездной основе, и устанавливать для этих специальностей лимиты платного приема. Далее эти лимиты будут распределяться между вузами (скорее всего, посредством актов Министерства науки и высшего образования РФ).

Идея, на мой взгляд, интересна и заслуживает внимания. Очевидно, она исходит из тезиса о том, что вузы заинтересованы в получении дополнительных доходов от образовательной деятельности, поэтому стремятся расширять долю платных мест преимущественно на популярных специальностях, в то время как правительство и Минобрнауки России, напротив, заинтересованы в увеличении количества платных мест на специальностях, которые более необходимы государству и обществу.

При этом возникает ряд вопросов.

Во-первых, каковы критерии включения той или иной специальности в список для введения ограничения платных мест?

Во-вторых, каковы критерии установления этих ограничений?

В-третьих, каков механизм распределения этих ограничений между конкретными вузами по всей стране?

Следует отметить, что в официальном отзыве на законопроект № 884102-8, опубликованном на сайте Госдумы, правительство указывало на необходимость дополнить его «положениями, предусматривающими критерии определения необходимого количества мест для приема на платное обучение, а также механизм применения данных критериев в отношении образовательных организаций при осуществлении такого приема». Похоже, эти критерии отданы на усмотрение правительства, которое должно все просчитать, взвесить и предусмотреть.

Но ошибки на этом пути неизбежны. Если это ошибка, к примеру, отдельного вуза или группы вузов, ее последствия будут минимальны (например, сотням дипломированных юристов придется работать, допустим, продавцами, а дипломированным экономистам – охранниками). Если же ошибка вкрадется в расчеты высокого уровня, она рискует породить проблемы более серьезного масштаба.

Представляется, что сокращение платных мест на сверхпопулярных направлениях не обязательно приведет к ожидаемому повышению качества образования, но неизбежно повлечет рост стоимости обучения. На примере юридического факультета Воронежского государственного университета отмечу, что обучение студентов – «платников» и «бюджетников» – принципиально ничем не отличается.

Идея сокращения платных мест на юридических факультетах не нова, но на качество правосудия, оказания квалифицированной юридической помощи или нотариальных действий она не повлияет – хотя бы потому, что судьи, адвокаты и нотариусы дополнительно сдают квалификационные экзамены на получение соответствующего статуса. В то же время, если юридическое образование станет менее доступным, возможно те абитуриенты, кто хотел воспользоваться им «для галочки» или по настоянию родителей-юристов, смогут выбрать для себя иную специальность, чем принесут больше пользы себе и обществу.

При этом специальности, которые правительство решит «поддерживать», не ограничивая количество платных мест (юриспруденция, думаю, вряд ли войдет в круг таких специальностей), могут на практике оказаться невостребованными, что негативно скажется на финансовом положении образовательных учреждений. В связи с этим представляется целесообразным, чтобы государство одновременно с введением ограничений на платные места давало вузам возможность увеличивать количество бюджетных мест на нужные стране специальности. Такая поддержка была бы более эффективной.

Рассказать:
Другие мнения
Трезубов Егор
Трезубов Егор
Заместитель директора Юридического института Кемеровского государственного университета по научной работе, член Научно-консультативного совета при Кемеровском областном суде, к.ю.н., доцент
Ограничения – не решение проблемы
Юридическое образование
О поправках в закон, предусматривающих предельное количество мест для приема на платное обучение в вузах
26 июня 2025
Кондрашов Никита
Кондрашов Никита
Адвокат АП Московской области, партнер АБ «Юрлов и партнеры»
И практические навыки, и знание права
Юридическое образование
Опыт сдачи квалификационного экзамена на получение статуса солиситора высших судов Англии и Уэльса
04 мая 2023
Долганин Александр
Долганин Александр
Ассистент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.ю.н.
«Ориентированность на практику» в юридическом образовании
Юридическое образование
Что в это понятие вкладывают студенты и почему оно не синонимично качеству
22 января 2021
Карташов Михаил
Карташов Михаил
Адвокат АП Калининградской области и Берлина, АП Берлина, к.ю.н.
К вопросу о профессиональной квалификации адвоката
Юридическое образование
Специализированные адвокаты нужны, если адвокаты общего профиля уже подготовлены
18 мая 2018
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Знание – сила
Юридическое образование
Из истории высшего юридического образования России
27 апреля 2018
Мельник Екатерина
Мельник Екатерина
Адвокат АП Московской области
Проект СМАМО «Юный юрист»
Юридическое образование
Молодые адвокаты рассказывают школьникам о профессии юриста, об их правах и обязанностях
16 апреля 2018
Яндекс.Метрика