×

Проблемы медицинского освидетельствования и снятия с воинского учета

Пробел в подзаконном регулировании остается невосполненным
Чаузов Александр
Чаузов Александр
Адвокат АП Калининградской области

Статья посвящена проблеме, с которой столкнулся мой доверитель в связи с наличием у него заболевания, свидетельствующего о негодности к военной службе и необходимости снятия с воинского учета по достижении 30 лет.

Положения ст. 23 Закона о воинской обязанности1 (ч. 4) устанавливают, что граждане, признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности. Однако в реализации этой нормы (имеющей императивный характер) порой возникают препятствия вследствие ошибочной практики судов, которая, в свою очередь, является следствием недоработки в подзаконном регулировании.

Общие положения о медицинском освидетельствовании установлены в ст. 5.1 Закона о воинской обязанности, которая содержит отсылочную норму к подзаконному акту, регулирующему эту процедуру, – Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении» (далее – Положение о военно-врачебной экспертизе). Проблема в том, что в разд. VIII Положения указана только категория граждан «в возрасте от 18 до 30 лет, освобожденные от призыва на военную службу в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и зачисленные в запас Вооруженных Сил РФ (далее – граждане, ограниченно годные к военной службе), вправе пройти освидетельствование для определения категории годности к военной службе».

Данная формулировка позволяет правоприменителю утверждать об отсутствии права и корреспондирующей обязанности по проведению освидетельствования лиц, находящихся в запасе, возрастом от 30 лет и старше – как бы это ни представлялось абсурдным. Такое положение зачастую приводит к бездействию и отказам призывных комиссий в медосвидетельствовании при подаче заявления «запасниками» старше 30 лет.

В случае с С.К. решение городской комиссии о признании негодным к военной службе сначала оставалось нереализованным, а впоследствии (в связи с чем?) было отменено призывной комиссией субъекта РФ. Возникает вопрос: если необходимость пройти медосвидетельствование возникает у указанной категории граждан, но в возрасте старше 30 лет, для них освидетельствование не предусмотрено?

Ответ, на мой взгляд, очевиден и исходит как из законодательного регулирования, так и из иерархии нормативных правовых актов, в которых закон имеет большую юридическую силу. Императивной нормой в соответствии с абз. 1 ч. 4 ст. 52 Закона о воинской обязанности установлено, что все граждане, пребывающие в запасе, в соответствии со ст. 5.1 Закона проходят медицинское освидетельствование.

На уровне Верховного Суда РФ в еще 2016 г. сформировалась практика по искам об освидетельствовании граждан, не относящихся к категории предусмотренных разд. VI и VIII Положения о военно-врачебной экспертизе в силу отсутствия указания на переосвидетельствование лиц после 27 (ныне – 30) лет. Примерами могут служить определения СК по административным делам ВС от 21 декабря 2016 г. № 66-КГ16-10; от 8 февраля 2017 г. № 81-КГ16-27; от 18 января 2019 г. № 18-КГ18-244 и пр.

В рассматриваемом случае ситуация с точки зрения здоровья наблюдалась обратная, но с точки зрения задачи правоприменения – аналогичная. Дело в том, что пробел в подзаконном регулировании (освидетельствование граждан запаса после 27 (30) лет) не был восполнен путем внесения изменений в подзаконный акт и после вынесения определения ВС в 2016 г, – т.е. с момента, когда сформировалась указанная судебная практика.

При этом нередко возникают ситуации, когда здоровье находящегося в запасе гражданина ухудшилось – с категории годности «В» на «Д». Таким образом, нормы подзаконного акта (разд. VI–VIII Положения о военно-врачебной экспертизе) так и не были приведены в соответствие с законом в части освидетельствования граждан запаса после 27 (30) лет. Представляется, что это противоречит нормам закона, предписывающим проводить освидетельствование всех без исключения граждан запаса, – абз. 1 ч. 4 ст. 52 Закона о воинской обязанности. Аналогичная норма закреплена и в Общих положениях Положения о военно-врачебной экспертизе – п. 3 разд. I. Однако в конкретный раздел категорий граждан для целей освидетельствования (VI или VIII) «запасники» непризывного возраста, не проходившие военную службу, так и не внесены.

В случае доверителя, у которого диагностировано онкологическое заболевание, – т.е. категория годности объективно изменилась с «В» (ограниченно годен) на «Д» (не годен) – призывная комиссия субъекта РФ в своем письме указала, что «республиканский сборный пункт не подтвердил категорию годности» (т.е. категорию «Д»).

При обжаловании действий (бездействия) призывной комиссии субъекта РФ ответчики в целом согласились, что С.К. ввиду заболевания не может быть признан годным к службе, но сослались на отсутствие категории «запасников» после 30 лет в разд. VIII Положения о военно-врачебной экспертизе для целей освидетельствования. Следовательно, по мнению ответчиков, у гражданина отсутствует право, а у призывной комиссии – полномочия на переосвидетельствование, в том числе в учетных целях. Суды трех инстанций такую позицию поддержали.

Опираясь на нормы закона, а также общие нормы Положения о военно-врачебной экспертизе (п. 3 разд. I Общих положений), а также на указанную судебную практику, мы с доверителем приняли решение оспорить такой подход правоприменителя в Верховном Суде, однако в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам было отказано. В жалобе председателю ВС административный истец указал на процессуальные нарушения (в частности, Девятый КСОЮ сделал вывод о годности С.К. к военной службе, несмотря на отклонение ходатайства о производстве экспертизы в первой инстанции) и неправильное применение норм материального права – указание на определенные случаи, при которых возникает право (корреспондирующая обязанность по освидетельствованию), в то время как Закон о воинской обязанности исходит из факта изменения состояния здоровья и обязательности медосвидетельствования лиц, состоящих в запасе, без возрастных «рамок» (абз. 1 ч. 4 ст. 52).

Несовершенство подзаконного регулирования – не повод нарушать закон. Указанная ситуация приводит к отсутствию у государства объективных данных о составе призывного ресурса (ч. 3 ст. 51.2 Закона о воинской обязанности), так как лица, потенциально числящиеся в запасе, могут оказаться негодными к военной службе по состоянию здоровья, что, помимо нарушения прав граждан, несомненно влияет на актуальность данных о составе запаса и с точки зрения Закона о мобилизационной подготовке2 – на актуальность сведений о составе призывного ресурса. Кроме того, отсутствие надлежащего освидетельствования приводит к ситуациям, когда на военную службу оказываются призванными граждане, имеющие онкозаболевания3.


1 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

2 Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

3 См., в частности, решение Саратовского гарнизонного военного суда от 7 июля 2023 г. по административному делу № 2а-61/2023.

Рассказать:
Другие мнения
Самсонов Павел
Самсонов Павел
Управляющий партнер юридической консалтинговой группы «Ком-Юнити»
Выплата действительной стоимости доли в ООО: новые правила
Корпоративное право
Плюсы и минусы проекта поправок в Закон об ООО с учетом арбитражной практики
19 мая 2025
Андрюнин Дмитрий
Андрюнин Дмитрий
Юрист Nasonov&Partners
Границы решают не всё
Земельное право
ВС указал, что вхождение участка в пределы красных линий улиц не отменяет зарегистрированное право собственности на него
19 мая 2025
Дарякулиев Руслан
Дарякулиев Руслан
Адвокат, член АП Московской области
Диффамации могли лишить страну сурдлимпийской золотой медали
Гражданское право и процесс
Суды поддержали доводы иска, основанного на выводах лингвистического исследования
16 мая 2025
Арутюнян Овагим
Арутюнян Овагим
Адвокат, член АП Ставропольского края
Можно ли задавать вопросы следователю в суде при рассмотрении ходатайства о заключении лица под стражу?
Уголовное право и процесс
И в каких случаях это необходимо
15 мая 2025
Жаров Евгений
Жаров Евгений
Адвокат по экологическим спорам, член АП г. Москвы, Адвокатское бюро ZHAROV GROUP, лауреат Ecoworld РАЕН, к.э.н.
Новый этап трансформации отрасли обращения с ТКО
Природоохранное право
Ключевые факторы успешной реализации «мусорной» реформы
14 мая 2025
Брикульский Иван
Брикульский Иван
Юрист, руководитель Центра конституционного правосудия
Существует ли конституционное право на приватизацию?
Конституционное право
Данное право в Основном Законе не закреплено, но вытекает из его норм
14 мая 2025
Яндекс.Метрика