×

Регулирование юридической профессии: дискриминационные требования

Если иностранная организация уже осуществляет деятельность в России и зарегистрирована в установленном порядке, почему она, согласно недавно внесенному в Госдуму законопроекту, должна будет получать аккредитацию в общественной организации?
Аиткулов Тимур
Аиткулов Тимур
Адвокат, член Международного арбитражного суда ICC от Российской Федерации, партнер московского офиса Clifford Chance
На прошлой неделе в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». В соответствии с инициативой предполагается, что представителями в российских судах смогут быть:
1) российские или иностранные граждане, (i) имеющие российское высшее юридическое образование или (ii) российскую ученую степень по юридической специальности либо (iii) имеющие иностранное юридическое образование и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование, определяемую Правительством Российской Федерации;
2) российские организации;
3) иностранные организации, имеющие аккредитацию при общественной организации;
4) законные представители.

Согласно тексту проекта для непосредственного участия в судопроизводстве российские и иностранные организации могут направлять только граждан, указанных в вышеуказанном п. 1. Соответствующие изменения предполагается внести в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 июля 2018 г.

При этом в пояснительной записке к инициативе указывается, что принятие законопроекта является необходимым для обеспечения надлежащего качества получаемых гражданами и организациями услуг по представительству в судах.

Отмечу, что необходимость регулирования юридической профессии, включая вопросы о том, кто вправе выступать в качестве представителей в суде, не подлежит сомнению. На данный момент никаких требований к квалификации лиц, оказывающих юридические услуги и выступающих представителями, за редкими исключениями, не установлено, и дискуссия о том, как регулировать юридическую профессию, идет уже достаточно давно. Но напомню, что Министерством юстиции РФ была разработана концепция регулирования рынка квалифицированной юридической помощи, которая к тому же обсуждалась с участниками различных сегментов рынка юридических услуг. При этом в качестве основного рассматривался вопрос регулирования на базе адвокатуры.

В связи с этим неясно, как предложенный законопроект соотносится с концепцией Минюста и что это будет за общественная организация, на которую будут возложены функции аккредитования, а также какие требования будут предъявляться при аккредитации.

Кроме того, совершенно непонятно, почему российские организации не должны получать аккредитацию, а иностранные должны, ведь и те и другие вправе направлять в суд только граждан, имеющих российское юридическое образование или степень либо сдавших экзамены.

Если иностранная организация уже осуществляет деятельность в России, например через филиал, и зарегистрирована в установленном порядке, почему она дополнительно должна получать аккредитацию в общественной организации? Такое требование можно оценить как дискриминационное, и оно вполне может быть использовано в недобросовестных целях, в частности как инструмент нездоровой конкурентной борьбы.

Наконец, непонятно, в чем необходимость отдельной аккредитации организаций, когда представителями в суде, в соответствии с законопроектом, в любом случае будут физические лица, которые должны обладать необходимой квалификацией. Следовательно, к качеству оказываемых услуг такое требование не имеет никакого отношения.


Рассказать:
Другие мнения
Соловьёва Елена
Соловьёва Елена
Адвокат АП г. Москвы,  директор центра медиации Института судебного представительства Российской академии адвокатуры и нотариата
Дискуссионный вопрос
Методика адвокатской деятельности
Может ли адвокат, участвующий в деле, быть медиатором в рамках указанного дела?
26 Декабря 2018
Морозов Сергей
Морозов Сергей
LL.M., юрист международной юридической фирмы Beiten Burkhardt, сопредседатель Young IMA при Российском арбитражном центре (комитет по медиации)
Адвокат как медиатор
Методика адвокатской деятельности
Все больше адвокатов будет задействовано в медиации
26 Декабря 2018
Зурабян Артур
Адвокат, руководитель практик разрешения споров и международного арбитража ART DE LEX
В условиях доверия
Методика адвокатской деятельности
О формах участия адвоката в процедуре медиации
26 Декабря 2018
Суспицына Ирина
Суспицына Ирина
LLM, ACIARB, юрист, медиатор, рекомендована международным рейтингом Best Lawyers в сфере разрешения споров в России, слушатель магистерской программы НИУ ВШЭ «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»
Союзники в медиации
Методика адвокатской деятельности
О задачах адвоката и медиатора в альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)
26 Декабря 2018
Сучков Андрей
Сучков Андрей
Исполнительный вице-президент ФПА РФ
Судебное инвестирование не противоречит этике
Юридический рынок
Доводы об обратном не соответствуют смыслу Разъяснения КЭС
20 Декабря 2018
Голенев Вячеслав
Голенев Вячеслав
Адвокат МКА «Железников и партнеры»
Участие адвоката в госзакупках юридической помощи
Адвокатура, государство, общество
Необходимо законодательно урегулировать фактически сложившиеся правоотношения
19 Декабря 2018