×

Регулирование юридической профессии: дискриминационные требования

Если иностранная организация уже осуществляет деятельность в России и зарегистрирована в установленном порядке, почему она, согласно недавно внесенному в Госдуму законопроекту, должна будет получать аккредитацию в общественной организации?
Аиткулов Тимур
Аиткулов Тимур
Адвокат, член Международного арбитражного суда ICC от Российской Федерации, партнер московского офиса Clifford Chance
На прошлой неделе в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». В соответствии с инициативой предполагается, что представителями в российских судах смогут быть:
1) российские или иностранные граждане, (i) имеющие российское высшее юридическое образование или (ii) российскую ученую степень по юридической специальности либо (iii) имеющие иностранное юридическое образование и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование, определяемую Правительством Российской Федерации;
2) российские организации;
3) иностранные организации, имеющие аккредитацию при общественной организации;
4) законные представители.

Согласно тексту проекта для непосредственного участия в судопроизводстве российские и иностранные организации могут направлять только граждан, указанных в вышеуказанном п. 1. Соответствующие изменения предполагается внести в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 июля 2018 г.

При этом в пояснительной записке к инициативе указывается, что принятие законопроекта является необходимым для обеспечения надлежащего качества получаемых гражданами и организациями услуг по представительству в судах.

Отмечу, что необходимость регулирования юридической профессии, включая вопросы о том, кто вправе выступать в качестве представителей в суде, не подлежит сомнению. На данный момент никаких требований к квалификации лиц, оказывающих юридические услуги и выступающих представителями, за редкими исключениями, не установлено, и дискуссия о том, как регулировать юридическую профессию, идет уже достаточно давно. Но напомню, что Министерством юстиции РФ была разработана концепция регулирования рынка квалифицированной юридической помощи, которая к тому же обсуждалась с участниками различных сегментов рынка юридических услуг. При этом в качестве основного рассматривался вопрос регулирования на базе адвокатуры.

В связи с этим неясно, как предложенный законопроект соотносится с концепцией Минюста и что это будет за общественная организация, на которую будут возложены функции аккредитования, а также какие требования будут предъявляться при аккредитации.

Кроме того, совершенно непонятно, почему российские организации не должны получать аккредитацию, а иностранные должны, ведь и те и другие вправе направлять в суд только граждан, имеющих российское юридическое образование или степень либо сдавших экзамены.

Если иностранная организация уже осуществляет деятельность в России, например через филиал, и зарегистрирована в установленном порядке, почему она дополнительно должна получать аккредитацию в общественной организации? Такое требование можно оценить как дискриминационное, и оно вполне может быть использовано в недобросовестных целях, в частности как инструмент нездоровой конкурентной борьбы.

Наконец, непонятно, в чем необходимость отдельной аккредитации организаций, когда представителями в суде, в соответствии с законопроектом, в любом случае будут физические лица, которые должны обладать необходимой квалификацией. Следовательно, к качеству оказываемых услуг такое требование не имеет никакого отношения.


Рассказать:
Другие мнения
Кравченко Дмитрий
Кравченко Дмитрий
Руководитель практики Адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА, член Совета АП г. Москвы
Почему Илон Маск не любит юристов?
Юридический рынок
Важно понять, как правильно сочетать гуманитарно-правовое и технико-научное в законодательном процессе и в правоприменении
21 Июля 2020
Андреев Андрей
Андреев Андрей
Адвокат, управляющий партнер юридического бюро «United Partners», председатель Международного центра развития молодежных инициатив «Поколение Права»
Бюрократия и бизнес: как снизить бумажную волокиту
Юридический рынок
Механизм взаимодействия с госорганами требует оптимизации
20 Апреля 2020
Абуков Григорий
Абуков Григорий
Председатель Профессионального союза адвокатов России
Не панацея, а стандартизированное решение для оценки квалификации сотрудников
Юридический рынок
Какие задачи призван решить проект профстандарта «Юрист»
09 Апреля 2020
Сокуренко Валерий
«Гонорар успеха»: новеллы закона и судебной практики
Юридический рынок
Почему для юриста-неадвоката предпочтительна цессионная модель соглашения
11 Марта 2020
Комракова Анна
Комракова Анна
Генеральный директор сервиса «Право требования»
«Третья сторона»
Юридический рынок
Преимущества и недостатки судебного инвестирования для адвокатов и других юристов
20 Декабря 2019
Мухаметзянов Ильдар
Мухаметзянов Ильдар
Адвокат АП Республики Башкортостан, основатель проекта Advostar.ru
Эра цифровых коммуникаций: как меняются отношения адвоката с доверителем
Юридический рынок
На смену сайтам и соцсетям приходят платформы-классифайды
11 Ноября 2019