×

Регулирование юридической профессии: дискриминационные требования

Если иностранная организация уже осуществляет деятельность в России и зарегистрирована в установленном порядке, почему она, согласно недавно внесенному в Госдуму законопроекту, должна будет получать аккредитацию в общественной организации?
Аиткулов Тимур
Аиткулов Тимур
Адвокат, член Международного арбитражного суда ICC от Российской Федерации, партнер московского офиса Clifford Chance
На прошлой неделе в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». В соответствии с инициативой предполагается, что представителями в российских судах смогут быть:
1) российские или иностранные граждане, (i) имеющие российское высшее юридическое образование или (ii) российскую ученую степень по юридической специальности либо (iii) имеющие иностранное юридическое образование и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование, определяемую Правительством Российской Федерации;
2) российские организации;
3) иностранные организации, имеющие аккредитацию при общественной организации;
4) законные представители.

Согласно тексту проекта для непосредственного участия в судопроизводстве российские и иностранные организации могут направлять только граждан, указанных в вышеуказанном п. 1. Соответствующие изменения предполагается внести в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 июля 2018 г.

При этом в пояснительной записке к инициативе указывается, что принятие законопроекта является необходимым для обеспечения надлежащего качества получаемых гражданами и организациями услуг по представительству в судах.

Отмечу, что необходимость регулирования юридической профессии, включая вопросы о том, кто вправе выступать в качестве представителей в суде, не подлежит сомнению. На данный момент никаких требований к квалификации лиц, оказывающих юридические услуги и выступающих представителями, за редкими исключениями, не установлено, и дискуссия о том, как регулировать юридическую профессию, идет уже достаточно давно. Но напомню, что Министерством юстиции РФ была разработана концепция регулирования рынка квалифицированной юридической помощи, которая к тому же обсуждалась с участниками различных сегментов рынка юридических услуг. При этом в качестве основного рассматривался вопрос регулирования на базе адвокатуры.

В связи с этим неясно, как предложенный законопроект соотносится с концепцией Минюста и что это будет за общественная организация, на которую будут возложены функции аккредитования, а также какие требования будут предъявляться при аккредитации.

Кроме того, совершенно непонятно, почему российские организации не должны получать аккредитацию, а иностранные должны, ведь и те и другие вправе направлять в суд только граждан, имеющих российское юридическое образование или степень либо сдавших экзамены.

Если иностранная организация уже осуществляет деятельность в России, например через филиал, и зарегистрирована в установленном порядке, почему она дополнительно должна получать аккредитацию в общественной организации? Такое требование можно оценить как дискриминационное, и оно вполне может быть использовано в недобросовестных целях, в частности как инструмент нездоровой конкурентной борьбы.

Наконец, непонятно, в чем необходимость отдельной аккредитации организаций, когда представителями в суде, в соответствии с законопроектом, в любом случае будут физические лица, которые должны обладать необходимой квалификацией. Следовательно, к качеству оказываемых услуг такое требование не имеет никакого отношения.


Рассказать коллегам:
Другие мнения
Карасёва Татьяна
Карасёва Татьяна
Адвокат филиала МРКА (г. Москва) «Адвокатская консультация № 11» (г. Пенза)
Целесообразно ли ограничение?
Правовые вопросы статуса адвоката
Ограничение для адвокатов со стажем менее 5 лет учреждать адвокатские образования не соответствует целям, ради которых оно было введено
08 Февраля 2018
Яртых Игорь
Яртых Игорь
Адвокат АП Московской области
Взгляд ученого и практика
Юридический рынок
Методологические и практические проблемы реализации предложенного проекта Концепции
17 Января 2018
Оникиенко Ирина
Оникиенко Ирина
Партнер юридической фирмы Capital legal services, член Совета ФПА РФ
Острый вопрос
Юридический рынок
Обсуждение Концепции показало, насколько разрознен юридический рынок
16 Января 2018
Цветкова Ирина
Цветкова Ирина
Адвокат АП г. Москвы, основатель сервиса Platforma
Доступное правосудие
Юридический рынок
Перспективы развития в России института финансирования судебных процессов
09 Января 2018
Григорьев Владимир
Григорьев Владимир
Член Совета АП Ивановской области, коллегия адвокатов «Ваш адвокат»
Необходим гибкий гонорар
Юридический рынок
Предложения по правовому регулированию размера оплаты труда адвокатов
16 Декабря 2017
Дядькин Дмитрий
Дядькин Дмитрий
Старший партнер КА «Дефенден Юстицио», директор Института государства и права Сургутского государственного университета, д.ю.н.
Насколько конструктивны опасения коллег?
Юридический рынок
Обсуждать проект Концепции только с позиций юридического сообщества – неверно, главное – нужды потребителя
14 Декабря 2017