Институт помилования в уголовном праве проистекает из конституционных принципов достоинства личности, гуманизма и справедливости и выражается в возможности каждого осужденного – независимо от характера и тяжести совершенного им преступления, а также назначенного наказания и условий его исполнения – добиваться смягчения наказания.
В России практика реализации главой государства его конституционного полномочия по помилованию сложилась следующим образом. С наступлением 2000-х гг. число помилованных резко снизилось в связи с проведенной реформой, повлекшей упразднение Комиссии по помилованию при Президенте РФ. В период с 2013 по 2018 г. оно установилось примерно на одном уровне (в среднем 4 человека в год), а самое больше число помилованных в этот период пришлось на 2016 г. – 6 человек.
Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» было предусмотрено, что помилование не применялось к тем, кто был осужден условно или совершил преступление в период испытательного срока или же нарушил порядок отбывания наказания, а также к тем, кому суд уже смягчил назначенное наказание.
Усложнилась сама процедура подачи прошения о помиловании. Так, ходатайство осужденного необходимо было передать администрации колонии, после этого вместе с рекомендацией администрации оно направлялось в комиссию по помилованию субъекта Федерации, затем – главе субъекта РФ и только после этого – Президенту РФ.
В начале 2019 г. Владимир Путин поручил разработать проект законодательных поправок с целью усовершенствования процедуры формирования региональных комиссий по помилованию, и только 14 декабря 2020 г. был опубликован Указ Президента РФ № 787 «О некоторых вопросах деятельности комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», которым предусмотрен ряд нововведений. Кроме того, данным указом было утверждено новое Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.
Так, к разряду положительных изменений можно отнести возможность помилования лиц, освобожденных условно-досрочно (в этом случае помилование применяется в течение оставшейся неотбытой части наказания), осужденных условно, а также тех, кому была предоставлена отсрочка наказания. Такие изменения расширяют круг осужденных, которые могут ходатайствовать о помиловании.
Помимо этого введена новая редакция п. 4 Положения. Предыдущая редакция документа к осужденным, в отношении которых помилование, как правило, не применяется, относила тех, кому ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким. В новом Положении уточнено, что такие лица не могут быть помилованы только при условии, что они снова совершили преступление. Таким образом, ранее замена лицу назначенного наказания более мягким с высокой долей вероятности лишала его права на помилование. Теперь они, вероятно, не получат права на помилование только в случае повторного совершения преступления.
Кроме того, определен перечень документов, представляемых при самостоятельной подаче осужденным ходатайства о помиловании. Это значительно упрощает процедуру подачи соответствующего ходатайства для лиц, не содержащихся в пенитенциарных учреждениях.
Вместе с тем к обстоятельствам, принимаемым во внимание при рассмотрении ходатайства о помиловании, были добавлены обращения от родственников, адвокатов, представителей общественности, а также мнения потерпевших или их родственников относительно возможности помилования. Представляется, что такое нововведение благотворно скажется на общей практике помилования, так как на нормативном уровне будет учитываться мнение как профессионального юридического сообщества – адвокатов, так и консолидированное – общественных организаций и иных объединений (в виде коллективных писем, обращений и т.д.).
Однако главной проблемой, которой, как представляется, совсем не уделяется внимание ни в новом Положении, ни в политико-правовой повестке государства, остается некоторое пренебрежение институтом помилования на практике. И коль скоро появились столь полезные изменения, необходимо приложить все усилия, чтобы обсуждаемые нормы не были исключительно декларативными, а работали и применялись. С этой целью необходимо популяризировать институт помилования, не забывая, что соответствующее право установлено Конституцией РФ.
В целом новый указ президента направлен на совершенствование процедуры помилования, о чем свидетельствуют, к примеру, расширение круга лиц, имеющих право ходатайствовать о помиловании, и учет дополнительных обстоятельств при решении данного вопроса. Названные нововведения также стоит оценить положительно. Вместе с тем хотелось бы выразить надежду на увеличение числа лиц, помилованных главой государства.