×

Зачем российскому мужику Европейский Суд?

Большинство экспертов сходятся во мнении, что постановления ЕСПЧ благотворно сказываются на степени защиты прав и свобод граждан
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Адвокат АП Ставропольского края, советник ФПА РФ
Автор более 100 публикаций в «АГ»
Отнимите у человека надежду, и он будет несчастнейшим существом на свете.
И. Кант


О чем не знал мужик?
Жил-был обычный российский мужик, коих миллионы живут на необъятных просторах нашей страны. Ничем он особенно не выделялся, работал, обзавелся семьей, растил детей, имел как достоинства, так и человеческие слабости и недостатки. Жил бы он так и не тужил, если бы однажды на него не завели уголовное дело.

Он не считал себя виноватым и решил бороться за свои права. Обратился к адвокату, и с этого момента они начали активную защитительную деятельность.

Сначала адвокат подал в суд жалобу на постановление о возбуждении уголовного дела, но в признании данного постановления незаконным ему отказали.

Мужик не знал, что, согласно статистике, такие жалобы удовлетворяются в очень редких случаях. 

Затем следователь возбудил ходатайство о заключении мужика под стражу, и суд,  несмотря на просьбы защитника оставить его в семье под домашним арестом, пошел следователю навстречу.

Мужик не знал, что, по статистике, 9 из 10 таких ходатайств судом удовлетворяются.

Примерно через два месяца томительного и гнетущего пребывания в следственном изоляторе следователь доставил мужика в суд, чтобы продлить срок его дальнейшего нахождения под стражей. Защитник снова просил изменить меру пресечения, ссылался на болезни и нуждающихся в кормильце жену и детей, приводил и иные доводы о безосновательности изоляции. Несмотря на это, суд продлил срок содержания под стражей.

Мужик не знал, что при первом и последующих продлениях срока содержания под стражей вероятность отказа в удовлетворении ходатайства следователя составляет всего 2% и шансов на успех у него примерно в пять раз меньше, чем при заключении под стражу.

Его адвокат подавал ходатайства и жалобы в органы следствия и прокуратуры с просьбой прекратить уголовное дело, но в их удовлетворении ему отказывали.

Тернистый путь к справедливости
Мужик оказался мужественным и стойким: его много раз склоняли к тому, чтобы признать вину и согласиться на особый порядок судебного разбирательства, обещая, что суд это учтет и назначит ему более мягкое наказание в виде лишения свободы, но он отказался и избрал сложный и тернистый путь борьбы за справедливость.

А ведь 90% обвиняемых признавали себя виновными в судах, и 66% соглашались на особый порядок. Часть из них виновными себя не считали, но прогнулись под давлением следствия.

Мужик рассчитывал, что если он пожалуется суду на те несправедливости и нарушения его прав, которые были допущены в отношении него в период многомесячного предварительного заключения, то суд разберется и наконец-то поймет: он этого преступления не совершал.

Но ему было неведомо, что оправдательные приговоры выносятся только в 0,12% (1231 из 961 083 поступивших в суды в 2016 г.). Судья отправил мужика в колонию на несколько лет, потому что испугался, что оправдательный приговор отменит апелляционная инстанция, а его обвинят в коррупционном сговоре со стороной защиты.

Мужик был возмущен таким решением и обжаловал его в апелляционную инстанцию. Последняя после пятиминутного рассмотрения оставила приговор в силе, руководствуясь негласным принципом стабильности вынесенных судебных решений.

Но мужик не был бы внуком своего деда, несгибаемого героя – победителя в Великой Отечественной войне, если бы прекратил борьбу за свои права. Вместе с адвокатом они подали кассационную жалобу в президиум суда области с просьбой отменить судебные решения и освободить его из-под стражи. К сожалению, ему отказали и там, а на его многочисленные доводы ответа так и не дали.

«Ну, ничего, подождите, Верховный Суд РФ вам покажет», – гневно сокрушался мужик, держа в руках присланную коротенькую отписку об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.

Но высший суд страны прислал аналогичный по содержанию ответ.

Мужик не представлял себе, что, например, в 2016 г. из рассмотренных Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ 60 404 представлений и жалоб изменено и отменено соответственно всего лишь 87 и 13 приговоров, что означает 0,13% от всех рассмотренных обращений.

Получается, что, согласно статистике, шансов на благоприятный исход дела в своем отечестве у него практически и не было.

Последний шанс
Предложение адвоката обратиться в Европейский суд по правам человека поставило его перед сложным психологическим выбором. Это было трудным решением человека, являющегося патриотом своей страны, который вынужден был на нее жаловаться совершенно чужим людям. Вначале он внутренне возмущался, задаваясь вопросом, не поступает ли подло. Но когда начинал вспоминать свое дело, то понимал, что в этой ситуации Европейский суд по правам человека для него – маяк надежды и последний шанс на справедливость.

Спустя несколько лет из далекого Страсбурга пришла радостная новость: долгожданная и многострадальная победа! Мужик до сих пор не может понять, почему российские суды не захотели исправлять очевидную судебную ошибку, чтобы не доводить его дело до Европейского суда.

Мнение экспертов
В 2016 г. ЕСПЧ вынес 222 решения против России, а в 2015 г. таких решений было почти в два раза меньше – 116. Чаще всего по российским делам Европейский суд признавал нарушение права на свободу и безопасность – 153 случая, на защиту от бесчеловечного обращения – 64, а также на справедливое судебное разбирательство – 41.

Большинство экспертов сходятся на том, что постановления Европейского суда по правам человека благотворно сказываются на степени защиты прав и свобод граждан, а также обеспечивают приведение российской правовой системы и судебной практики в соответствие со стандартами Конвенции по правам человека и основных свобод. Этот позитивный процесс, помимо прочего, способен понудить недобросовестных должностных лиц уважать человека и его права, независимо от его процессуального статуса и иных особенностей.

Яростным критикам европейского судопроизводства необходимо всегда помнить о судьбе нашего мужика и не забывать, что на его месте может оказаться каждый. Не лишают ли подобных ему последней надежды на справедливость наши оппоненты, дискредитирующие Европейский суд, и не рубят ли они сук, на котором сидят?

Рассказать:
Яндекс.Метрика