×
Щербакова Мария
Щербакова Мария
Юрист консалтинговой компании Kulik & Partners Law.Economics

Верховный Суд РФ опубликовал Определение Судебной коллегии по экономическим спорам от 28 сентября 2023 г. № 302-ЭС23-11764 по делу № А58-5732/2022, в котором признал ошибочной позицию судов о допустимости распространения звуковой рекламы посредством использования подключенных к компьютеру и светодиодному экрану колонок.

Читайте также
Распространение аудиорекламы через подключенные к светодиодному экрану на здании колонки недопустимо
Верховный Суд указал: даже если сами колонки не размещены на стене или крыше здания вместе с экраном, это нарушает запрет, установленный Законом о рекламе, и создает угрозу нарушения прав граждан
10 октября 2023 Новости

Запрет звуковой рекламы на улицах – вполне логичное и разумное ограничение предпринимательской деятельности, которое объясняется снижением звуковой нагрузки на граждан в и без того шумных городах.

Законопроект о запрете звуковой рекламы был внесен в Госдуму в 2020 г. по инициативе Астраханской областной думы. Он был поддержан представителями разных регионов, менее чем за год прошел три чтения и был принят. Правоприменитель – ФАС России и ее территориальные органы – активно используют новую норму. По данным информационно-поисковых систем, с осени 2021 г. антимонопольные органы вынесли около 100 решений, при этом в судебном порядке обжаловались только 10.

Тем не менее полного запрета звуковой рекламы в законодательстве до сих пор нет. Согласно ч. 3.2. ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений. Следовательно, само по себе распространение звуковой рекламы не на внешних стенах зданий или внутри торговых центров не нарушает закон.

Существуют и другие ограничения. Во-первых, в соответствии с ч. 6 ст. 20 Закона о рекламе распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается. Таким образом, закон ограничивает распространение звуковой рекламы как внутри транспорта (например, в автобусе), так и снаружи (на улицах города).

Во-вторых, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе определять порядок и возможность размещения звуковой рекламы, которая распространяется не на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, в соответствующем нормативном правовом акте.

В-третьих, уровень шума на улицах регулируют и санитарные нормы. Так, допустимый уровень определен в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”». Документом установлен допустимый уровень шума на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям жилых домов, домов отдыха, образовательных организаций, гостиниц и общежитий, на площадках отдыха. До 2021 г., когда еще не был введен законодательный запрет на уличную звуковую рекламу, правоприменитель руководствовался именно санитарными нормами, вменяя нарушение ст. 11, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и общей нормы ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе.

В-четвертых, слишком узкая, как представляется, интерпретация запрета ч. 3.2 ст. 19 Закона о рекламе не соответствует логике антимонопольного органа. В частности, ранее действовало Разъяснение «О распространении звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования», утвержденное Письмом ФАС от 2 ноября 2021 г. № КТ/93622/2 (далее – Разъяснение), в котором подробно указывалось, что именно подпадает под установленный запрет. Так, согласно Разъяснению положения ч. 3.2 ст. 19 Закона о рекламе не закрепляют запрет распространения звуковой рекламы в зависимости от способов установки звуковоспроизводящих устройств. Также пояснялось, что относится к «сооружениям» и что понимается под «конструктивными элементами здания».

Кроме того, Разъяснение отсылало к ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе, которая содержит указание на «иные технические средства стабильного территориального размещения». По мнению ФАС, к таким средствам следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения. Таким образом, например, колонка, воспроизводящая рекламу, которая закреплена на столбе, прочно связанном с землей, подпадала под указанный запрет.

Однако Разъяснение утратило силу в связи с изданием Письма ФАС от 2 декабря 2022 г. № МШ/109196-ПР/22. Какого-либо другого разъясняющего документа антимонопольный орган на данный момент не представил. Примечательно, что по делу № А58-5732/2022 суды трех инстанций, отменяя решение антимонопольного органа, ссылались именно на это Разъяснение.

В частности, решением Якутского УФАС распространение ООО «Оберон» звуковой рекламы с использованием светодиодного экрана, установленного на внешней стене кинотеатра, признано нарушением требования ч. 3. 2 ст. 19 Закона о рекламе. Однако, как было установлено антимонопольным органом и судами, светодиодный экран не имеет технической возможности воспроизводить звук – он транслировался синхронно с изображением на экране посредством колонок, установленных на крыльце кинотеатра. Ответчик посчитал, что переносные колонки, подключенные к компьютеру, не относятся к звукотехническому оборудованию, монтируемому и располагаемому на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий. Соответственно, распространение звуковой рекламы таким способом не нарушает закон.

Решение антимонопольного органа было обжаловано, и суды поддержали позицию общества. В частности, Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 16 декабря 2022 г. по делу № А58-5732/2022 указал, что согласно правовой позиции, отраженной в Письме ФАС России от 2 ноября 2021 г. № КТ/93622/21, к звукотехническому оборудованию, которое подпадает под запрет требований ст. 19 Федерального закона «О рекламе», относятся конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения. «Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что требования, установленные положениями части 3.2 статьи 19 Федерального закона “О рекламе”, устанавливают запрет распространения рекламы исключительно посредством использования звукотехнического оборудования, размещенного на стенах объектов недвижимости, в связи с чем вывод антимонопольного органа о нарушении указанных требований со стороны общества посредством использования колонок, которые прочно не связаны с конструкцией здания, является необоснованным», – отмечено в постановлении.

Довод УФАС о том, что звуковая реклама, воспроизводимая акустическими колонками и транслируемая на светодиодном экране, воспринимается потребителем как единое целое, был отклонен судами трех инстанций.

Верховный Суд не поддержал формальный подход нижестоящих судов, а обратился к целям и принципам, которыми руководствовался законодатель, направленным в первую очередь на защиту интересов граждан в целях снижения на них нежелательной информационной нагрузки в виде звуковой рекламы в общественных местах. ВС указал на необходимость учитывать цель правового регулирования и принимать во внимание все обстоятельства, связанные с распространением рекламы, не ограничиваясь лишь установлением способа размещения звукопередающего устройства: «То обстоятельство, что колонки были размещены на ступенях здания, а не на стене, крыше здания, строения, сооружения, не влияет на вывод о недопустимости распространения звуковой рекламы вблизи указанных объектов, в противном случае такая позиция приводит к нивелированию цели введенного правового регулирования».

В связи с этим возникает вопрос: какая звуковая реклама допустима?

Во-первых, запрет звуковой рекламы не распространяется на социальную рекламу, поскольку она не преследует коммерческих целей и не формирует интерес к товару для его продвижения на рынке. Под социальной рекламой понимается исключительно информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Поскольку социальная реклама не является рекламой (в понимании п. 11 ст. 3 Закона о рекламе), на нее не распространяются требования, предусмотренные ч. 3.2 ст. 19 данного закона1.

Во-вторых, по той же логике на звуковое оборудование, транслирующее музыку или иную информацию, не являющуюся рекламой и не содержащую ее, положения Закона о рекламе не распространяются. Однако распространение звуковой рекламы, чередующейся с воспроизведением музыки, призванным «замаскировать» рекламу, признается нарушением (это подтверждает решение АС Астраханской области от 1 сентября 2023 г. по делу № А06-6088/2023).

В-третьих, запрет ч. 3.2 ст. 19 Закона о рекламе относится к общей норме ст. 19 «Наружная реклама и установка рекламных конструкций» закона. Таким образом, законодателем установлен запрет на наружную, уличную рекламу, при этом звуковая (например, в торговых центрах) остается допустимой (за исключением рекламы в транспорте).

В-четвертых, действующий запрет касается только самостоятельно работающей аппаратуры – т.е. под него не подпадает реклама, которую распространяют промоутеры через громкоговорители.

С учетом позиции Верховного Суда, изложенной в комментируемом определении, последнее положение вызывает вопросы – ведь названная реклама так же раздражительна для жителей соседних домов, как и та, которая транслируется из стационарных звуковых устройств, располагаемых на внешних стенах и крышах зданий. Тем не менее есть основания полагать, что данное определение ВС не дает повода для расширительного толкования запрета, распространяя его на промоутеров с громкоговорителями или переносными колонками.

Дело в том, что тексте внесенного в 2020 г. законопроекта о запрете звуковой рекламы норма выглядела иначе: «распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтированного и расположенного на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (здесь и далее выделено мной. – М.Щ.), не допускается». Правительство РФ в официальном отзыве на законопроект не согласилось с такой формулировкой, указав, что «поскольку законопроект направлен на снятие социальной напряженности у жителей, вынужденных прослушивать одну и ту же рекламную информацию, транслируемую из стационарного источника, то из законопроекта необходимо исключить слова “или вне их”, поскольку такой запрет привел бы к невозможности в принципе размещения звуковой рекламы, в том числе из переносимых устройств, что представляется чрезмерным».

Таким образом, законодатель, как представляется, намеренно ограничил действие запрета на распространение звуковой рекламы, оставляя бизнесу возможность использования переносимых звукотехнических устройств. Думается, правоприменитель в лице антимонопольного органа вряд ли будет действовать вразрез с целями и принципами, которыми руководствовался законодатель.


1 Ранее это было отражено в Разъяснении «О распространении звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования». То что данный документ утратил силу, однако не отменяет тот факт, что законодатель ограничивает понятия «реклама» и «социальная реклама». В частности, законодатель даже технически обособил положения о социальной рекламе в отдельной норме (ст. 10 Закона о рекламе), чем дает основание для ее выделения как самостоятельного вида информации, направленной на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей.

Рассказать:
Другие мнения
Шипнягов Антон
Несостоятельность притязаний третьих лиц удалось доказать
Гражданское право и процесс
Суд обязал ответчика вернуть россиянину картину, незаконно удерживаемую за рубежом
17 мая 2024
Зурабян Артур
Зурабян Артур
Адвокат АП Московской области, руководитель практик разрешения споров и международного арбитража ART DE LEX
Практика применения банкротства подтверждает «ликвидационный» тренд
Арбитражный процесс
Динамика ключевых показателей статистики по делам о несостоятельности
17 мая 2024
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Заместитель председателя Комиссии ФПА РФ по защите прав адвокатов, советник ФПА РФ
Лапидарные оценки и их последствия
Уголовное право и процесс
Аномальные подходы к оценке доказательств в уголовном судопроизводстве требуют пересмотра
16 мая 2024
Чернобель Яна
Чернобель Яна
Адвокат АП г. Москвы, партнер АП «Павел Хлюстов и Партнеры»
Доля отмены судебных решений остается невысокой
Арбитражный процесс
Данный показатель у арбитражных судов округа выше, чем у судов апелляционной инстанции
16 мая 2024
Домино Иван
Домино Иван
Управляющий партнер DOMINO LEGAL TEAM, арбитражный управляющий
«Цифровой след» банкротства как мера повышения социальной ответственности
Арбитражный процесс
Проблемы неисполнения долговых обязательств в зеркале статистики
15 мая 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Критическое отношение суда к свидетельским показаниям: спорные аспекты
Уголовное право и процесс
Какие шаги помогут способствовать решению проблемы
14 мая 2024
Яндекс.Метрика