Статья посвящена одному из аспектов вступившего в силу с 1 сентября 2023 г. «пятого антимонопольного пакета» – поправке, исключающей применение так называемого антикартельного иммунитета к сговорам на торгах. Участие компаний из подконтрольной группы лиц в торгах при наличии признаков антиконкурентного соглашения теперь будет однозначно рассматриваться как картель, а многочисленные дискуссии о возможном расширительном толковании признаков подконтрольности, подтвержденные некоторой судебной практикой, потеряют свою актуальность.
1 сентября 2023 г. вступил в силу Федеральный закон от 10 июля 2023 г. № 301-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”» – «пятый антимонопольный пакет». Законопроект № 160280-8 (а ныне закон) называли «цифровым пакетом». Даже на официальном сайте Государственной Думы ФС РФ содержалось указание, что законопроект направлен «на совершенствование антимонопольного регулирования “цифровых” рынков». Действительно, в 2018 г., когда указанный законопроект, разработанный ФАС России, был внесен в Правительство РФ, большая его часть была посвящена регулированию деятельности цифровых платформ. Однако за пять лет всевозможных доработок и согласований от «цифрового пакета» осталось не много.