10 июня адвокат АП Иркутской области Дмитрий Дмитриев обратился в АП ИО и Федеральную палату адвокатов с сообщением о грубом нарушении его прав следователем, которая отвела его от участия в деле под предлогом допроса в качестве свидетеля.
Адвокат сообщил, что с 21 февраля он оказывает юридическую помощь осужденному Б., содержащемуся в ИК-6 ГУ ФСИН России по Иркутской области. По словам Дмитрия Дмитриева, в январе его доверитель подвергся физическому и сексуальному насилию, чему потворствовали сотрудники администрации учреждения. В связи с происшествием было возбуждено уголовное дело по ст. 132 УК, по которому Б. был признан потерпевшим.
Дело было принято к производству следователем третьего отдела СУ СКР по Иркутской области Ольгой Ковалёвой. По словам адвоката, его доверитель неоднократно писал заявления на имя следователя о допуске Дмитрия Дмитриева к участию в деле в качестве представителя потерпевшего, но только 15 апреля Ольга Ковалёва удовлетворила ходатайство адвоката о допуске к потерпевшему и признала его представителем. При этом она отказала ему в ознакомлении с протоколами следственных действий с участием Б.
В обращениях адвокат указал, что на протяжении всего периода следствия Ольга Ковалёва не сообщала ему о проводимых с его доверителем следственных действиях, чем нарушала права последнего. Только в июне она позвонила Дмитрию Дмитриеву и сообщила, что 4 июня в помещении ИК-6 будет проведен допрос Б. в качестве потерпевшего, в связи с чем адвокату надлежит явиться туда в назначенное время. «При этом Ковалёва достоверно знала о том, что допрос Бакиева не состоится и таковой ей не планировался. В действительности следователем планировался мой допрос на территории исправительной колонии», – отмечалось в сообщениях адвоката.
Дмитрий Дмитриев пояснил, что для этого следователь изготовила подложный рапорт на имя начальника колонии, в котором указала на необходимость участия адвоката в следственных действиях. Используя свои должностные полномочия, она провела его на режимную территорию ИК, где ему пришлось сдать телефон и где он не мог свободно передвигаться без сопровождения. «Препроводив меня в помещение штаба исправительного учреждения, Ковалёва завела меня в кабинет оперативника, где незаконно и без моего согласия направила на меня включенную видеокамеру и приступила к моему допросу в качестве свидетеля по уголовному делу № <…>, по которому я имею статус представителя потерпевшего и в силу п. 3 ч. 3 ст. 5 6 УПК РФ не могу быть допрошен об обстоятельствах оказания юридической помощи», – указал Дмитрий Дмитриев в обращениях.
Он также отметил, что не мог покинуть кабинет и уйти, т.е. фактически был задержан следователем, которая принуждала его к даче свидетельских показаний. Несмотря на то что Дмитрий Дмитриев не отвечал на вопросы, следователь вручила ему повестку на 7 июня для продолжения допроса и вынесла постановление об отводе от участия в уголовном деле.
В связи с этим адвокат просил ФПА и АП Иркутской области оказать ему содействие в защите профессиональных прав путем направления обращения на имя руководителя СУ СКР по Иркутской области о проведении проверки действий следователя на предмет совершения ею ряда преступлений (превышения полномочий, служебного подлога, незаконного задержания и принуждения к даче показаний), уголовная ответственность за которые установлена ст. 286, 292, 301, 302 УК РФ.
В комментарии «АГ» Дмитрий Дмитриев расценил действия Ольги Ковалёвой как воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката. «Мотивом совершения таких действий является, на мой взгляд, стремление следователя уклониться от разрешения обоснованных ходатайств адвоката о квалификации деяния, привлечения к ответственности всех виновных лиц, а не только “назначенных” следствием. Моему отводу предшествовала моя активная позиция о привлечении всех виновных в злоупотреблениях должностными полномочиями сотрудников ИК-6. Данный случай лишь иллюстрирует желание следствия провести объективное расследование не в интересах потерпевшего, а в интересах руководителя следственного органа», – отметил он. Адвокат добавил, что подал в суд жалобу на действия следователя и на постановление об отводе в качестве представителя потерпевшего от участия в уголовном деле в порядке ст. 125 УПК.
Президент АП Иркутской области Олег Смирнов подтвердил, что палата в курсе ситуации, но воздержался от комментария, пояснив, что обращение адвоката поступило только 10 июня, а произошедшее требует детального разбирательства.