Так, статс-секретарь ФПА РФ Константин Добрынин рассказал о двух законопроектах, призванных, по его словам, устранить «абсурдные моменты в УПК РФ». Первый проект касается упрощения процедуры снятия копий с материалов уголовного дела. Вторым предлагается предоставить подозреваемому или обвиняемому, находящемуся под стражей, право на краткосрочный отпуск в связи со смертью или тяжелым заболеванием близких родственников.
Адвокат, советник ФПА РФ Игорь Пастухов поддержал Константина Добрынина в вопросе снятия копий с материалов уголовного дела. По его мнению, копии должен предоставлять следственный аппарат, а обвиняемый – лишь компенсировать понесенные на копирование затраты. На вопрос Андрея Клишаса, возможно ли решить данную проблему, например, через принятие соответствующего постановление Пленума ВС РФ, Игорь Пастухов ответил, что следователи, во-первых, зачастую не знакомятся с содержанием таких постановлений; во-вторых, указывают на то, что они носят рекомендательный характер. В связи с этим, уверен он, изменить ситуацию могут только поправки в УПК РФ.
Также Игорь Пастухов выразил беспокойство по поводу отсутствия действительной состязательности в судах. Он отметил, что процент обвинительных приговоров свидетельствует о том, что фактически судьба обвиняемого решается не в суде, а в органах следствия, которые зачастую всячески препятствуют осуществлению адвокатами эффективной защиты, в том числе осложняя работу по представлению доказательств, лишая возможности копировать материалы дела.
Советник ФПА РФ, член СПЧ Юрий Костанов заметил, что, несмотря на принятые недавно поправки в УПК, адвокаты продолжают испытывать проблемы с допуском к подзащитным, находящимся в СИЗО. Сотрудники ФСИН продолжают требовать разрешение следователя на посещение адвокатом доверителя в следственном изоляторе, хотя принятый закон прямо указывает, что адвокат имеет на это право с момента вступления в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. ФПА РФ уже обратилась в Минюст с просьбой разрешить проблему, сообщил управляющий партнер АБ «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев.
Также эксперты обсудили существующую проблему с организацией свиданий подозреваемых или обвиняемых, находящихся в следственном изоляторе, с близкими родственниками. По Закону о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений они могут рассчитывать не более чем на два свидания в месяц. Но для этого требуется разрешение следователя, получение которого порой проблематично.
Для таких встреч не должно требоваться разрешение следователя или дознавателя, считают эксперты. В связи с этим адвокат Вячеслав Леонтьев предложил исправить норму упомянутого закона, исключив участие следствия в вопросе предоставления арестованным свиданий и телефонных разговоров с супругами и близкими родственниками. Разрешение следователя должно быть необходимым для встреч с другими лицами. Также он предложил указать в законе, что продолжительность одного свидания и порядок определяются администрацией, но оно не может быть менее одного часа. Сейчас в законе содержится другое ограничение: свидание может быть не более трех часов.
Сенатор Андрей Клишас поддержал идею и сообщил, что готов к ее обсуждению. Он также добавил, что предложения представителей адвокатского сообщества о поправках в законодательство должны сопровождаться мнением Федеральной палаты адвокатов РФ. ФПА РФ, по его мнению, могла бы отправлять такие законодательные инициативы в профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации. В частности, он попросил ФПА РФ доработать этот законопроект и представить ему итоговый документ.
Член СПЧ Тамара Морщакова попросила доработать принятый в третьем чтении закон о внесении изменения в ст. 110 УПК РФ, которой устанавливается предельный срок для изменения меры пресечения тяжелобольным лицам, заключенным в СИЗО. Она призвала представителей Совета Федерации, пока еще это возможно, внести поправки, исключающие из текста проекта внесенное Правительством РФ положение, согласно которому суд принимает решение об освобождении только тогда, когда получит копию медицинского заключения от администрации мест лишения свободы. «На это может уйти много времени… [А] мы хотим вовремя освободить… избежать смертельных случаев», – объяснила она.
В конце мероприятия Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова обратила внимание на необходимость законодательного закрепления обязанности суда освобождать по болезни подозреваемых или обвиняемых, находящихся под стражей в местах предварительного заключения. «Мне кажется, что в нашем законе должна быть императивная норма – обязан освободить», – подчеркнула она. Также Татьяна Москалькова коснулась сроков заключения под стражей: в УПК РФ, по ее мнению, необходимо установить не только предельный срок содержания под стражей до передачи дела в суд – 18 месяцев, но и время рассмотрения дела судом – 1 год.