×

Банк России сможет проводить не только проверки, но и осмотры территорий и помещений

Подписан закон, расширяющий полномочия Центробанка и его сотрудников при проведении проверок соблюдения требований Закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации
В целом эксперты положительно приняли внесенные поправки, так как они усиливают функции регулятора по контролю и предотвращению незаконного использования инсайдерской информации и, соответственно, манипулирования рынком ценных бумаг. Однако один из них заметил, что ЦБ наделяется полномочиями, характерными для силовых ведомств. При этом оба подчеркнули, что вопрос не столько в изменениях, сколько в их применении на практике.

Владимир Путин подписал поправки в Закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Изменения внесены и в сопутствующие законодательные акты. 

Поправками закрепляется, что юридические лица, отнесенные к числу инсайдеров, обязаны составлять собственные перечни инсайдерской информации, которые должны включать в себя в том числе утвержденную Банком России информацию.

Также установлено, что с 1 мая 2019 г. сотрудники ЦБ смогут при проведении проверки соблюдения органами управления государственных внебюджетных фондов, служащими Банка России, российскими и иностранными организациями, физическими лицами, в том числе ИП, требований Закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и принятых в соответствии с ним нормативных актов ЦБ беспрепятственно проходить и проводить осмотр территории, помещений лиц, в отношении которых проводится проверка, за исключением территории и помещений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также жилища физлиц. Также сотрудники ЦБ вправе получить доступ к документам и информации, в том числе к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, необходимой для осуществления проверки, а также доступ к электронным носителям информации. Исключение в данном случае касается только сведений, отнесенных к государственной и налоговой тайне, тайне связи (кроме информации о почтовых переводах денежных средств).

Кроме того, поправки в законодательство требуют от отнесенных к инсайдерам лиц представления необходимых для осуществления проверки документов, объяснений и информации, включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы. Закреплено, что проверки также могут проводиться в отношении инсайдеров, не являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями. 

Отмечается, что в необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов, а также делаются копии электронных носителей информации. Результаты осмотра и способ его проведения будут фиксироваться в соответствующем акте.

Поправками внесены изменения в Закон о клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте и в Закон об организованных торгах, в соответствии с которыми клиринговой организации и организатору торгов следует создать подразделения, которые будут контролировать соблюдение требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Комментируя закон, финансовый директор BMS Law Firm Юрий Степанов указал, что, с одной стороны, он направлен на повышение гарантий участников рынка и лиц, включенных в списки инсайдеров: «Дан исчерпывающий список действий, которые можно считать манипулированием рынком. Определены случаи, когда инсайдерская информация раскрывается в ограниченном объеме или не подлежит раскрытию. Можно сделать вывод, что новые нормы являются благоприятными для рынка». 

«С другой стороны, наделение ЦБ полномочиями, которые обычно принадлежат силовым структурам (проведение проверок, осмотр документов, территории и помещений), вызывает настороженность. Есть основания опасаться того, что изменения приведут к злоупотреблению полномочиями, так как они создают условия для нарушения прав участников рынка. Поэтому вопрос не столько в самих изменениях, сколько в том, как они будут применяться на практике», – считает Юрий Степанов.

Партнер компании PARADIGMA Валерия Селиванова отметила, что закон принят в рамках общемировых тенденций по усилению функций регулятора по контролю и предотвращению незаконного использования инсайдерской информации и, соответственно, манипулирования рынком ценных бумаг. «Не думаю, что он заметно увеличит нагрузку на профучастников по предоставлению информации в Банк России, однако может сделать предоставление такой информации более осмысленным шагом, особенно учитывая тот факт, что теперь профучастник будет сам определять и составлять перечень инсайдерской информации, а не просто перепечатывать список, утвержденный регулятором», – пояснила эксперт.

Интересным новшеством, по мнению Валерии Селивановой, является наделение регулятора правом осуществлять выездные проверки участников рынка в случае, если имеются достаточные основания полагать, что они располагают необходимой для проведения проверки информацией. «Фактически это относится на исключительно личное усмотрение сотрудников регулятора и может быть использовано для доступа в помещения компании для проверки иных вещей, а не только соблюдения этого закона. Интересно, по какому пути пойдет практика в данном случае?» – заключила Валерия Селиванова.

Рассказать:
Яндекс.Метрика