×

КС поддержал порядок предоставления ветеранам труда Новосибирской области льгот на оплату жилья и услуг ЖКХ

Он указал, что предоставление отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг не может не учитывать числа лиц, проживающих в этом жилье совместно с получателем указанной меры соцподдержки
Один из экспертов «АГ» обратил внимание на вывод КС РФ о том, что при возникновении переплаты по этой компенсации не применяется подп. 3 ст. 1109 ГК РФ, согласно которому не возвращаются в качестве неосновательного обогащения зарплата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Другой счел, что исследуемое КС регулирование для лиц, имеющих право на указанные льготы, выступает в качестве сдерживающего фактора для различного рода злоупотреблений.

Конституционный Суд вынес Определение № 908-О/2025 по запросу районного суда о проверке конституционности ч. 12 ст. 4 Закона Новосибирской области от 6 декабря 2013 г. № 380-ОЗ «О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области», согласно которой излишне выплаченные суммы компенсаций засчитываются в счет будущих компенсаций, а при прекращении предоставления компенсаций излишне выплаченная сумма компенсации взыскивается в предусмотренном законодательством порядке.

В производстве Октябрьского районного суда г. Новосибирска находится гражданское дело по иску гражданки М. к ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения города Новосибирска» о признании незаконным прекращения выплаты компенсации расходов на оплату жилья или коммунальных услуг и возобновлении ее выплаты. Из представленных материалов следует, что М., будучи ветераном труда Новосибирской области, с июня 2016 г. ежемесячно получала указанную компенсацию, размер которой рассчитывался исходя из доли этой женщины в составе общих расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных по месту жительства в соответствующем жилье, как это предусмотрено ч. 5 ст. 4 Закона Новосибирской области от 6 декабря 2013 г. № 380-ОЗ.

В сентябре 2023 г. М. обратилась в Центр социальной поддержки населения с заявлением о перерасчете компенсации в связи с изменением количества лиц, зарегистрированных с ней по месту жительства, предоставив выписку из поквартирной книги, согласно которой в соответствующем жилье была зарегистрирована только она. Однако в этой выписке также содержались сведения, отражающие факт регистрации в разное время в этом жилье иных лиц. Об изменениях же в составе семьи или увеличении количества лиц, зарегистрированных в жилье, и тем самым о возникновении обстоятельств, влекущих изменение размера компенсации, М. не сообщала.

С учетом этого Центр социальной поддержки пересчитал предоставляемую М. компенсацию и уведомил ее о наличии переплаты за период с 1 июня 2016 г. по 20 сентября 2023 г., а также о зачете излишне выплаченных сумм в счет будущих компенсаций. При этом с октября 2023 г. выплата компенсации была приостановлена и возобновлена в полном объеме лишь с марта 2024 г.

Далее М. обратилась в суд со ссылкой на незаконность действий Центра. В ходе рассмотрения ее иска Октябрьский районный суд г. Новосибирска пришел к выводу о наличии неопределенности в вопросе о соответствии ч. 12 ст. 4 Закона Новосибирской области от 6 декабря 2013 г. № 380-ОЗ, подлежащей применению в этом деле, ст. 39 Конституции. В связи с этим судья приостановил производство по делу и направил запрос в Конституционный Суд. В нем отмечалось, что оспариваемое законоположение, предусматривая безусловное зачисление излишне выплаченных сумм компенсации в счет будущих платежей независимо от наличия или отсутствия недобросовестных действий со стороны получателя компенсации или госоргана, – притом что ч. 8 ст. 4 этого Закона содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления выплаты этой компенсации и не предусматривает такого основания, как излишне выплаченные суммы компенсации, – не может отвечать требованию правовой определенности.

Ссылаясь на ряд решений Верховного Суда, судья районного суда также указал, что к отношениям, связанным с удержанием сумм компенсации расходов на оплату жилья или коммунальных услуг, предоставленной гражданину в качестве меры соцподдержки, применяется подп. 3 ст. 1109 ГК РФ, согласно которому не возвращаются в качестве неосновательного обогащения зарплата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Изучив запрос, Конституционный Суд отказал в принятии его к рассмотрению ввиду отсутствия неопределенности в оспариваемой норме. При этом КС РФ напомнил, что при осуществлении правового регулирования в сфере социальной поддержки граждан, не отнесенных к числу лиц, имеющих право на такую поддержку в соответствии с федеральным законодательством, субъект РФ обладает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе самостоятельно определять как категории таких граждан, так и виды, условия и порядок предоставления за счет собственных средств конкретных мер их соцподдержки.

В качестве формы поощрения граждан за многолетний плодотворный труд в Новосибирской области было учреждено почетное звание «Ветеран труда Новосибирской области», присваиваемое в рамках областного Закона от 25 июля 2003 г. № 127-ОЗ «О почетном звании “Ветеран труда Новосибирской области”». При этом меры соцподдержки в том числе этой категории граждан устанавливаются Законом Новосибирской области от 29 декабря 2004 г. № 253-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области», предусматривающим, что одной из таких мер, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета, является компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% платы за жилье и коммунальные услуги, но не более 50% от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного губернатором области.

Читайте также
ВС РФ разъяснил «коммуналку»
Пленум ВС РФ принял постановление, посвященное вопросам рассмотрения судами споров по оплате услуг ЖКХ
27 июня 2017 Новости

Возможность установления такой меры соцподдержки граждан, как компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, предусмотрена жилищным законодательством. Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. В п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» указано, что эта мера соцподдержки – наряду с предоставлением субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг и иными формами социальной поддержки – выступает в качестве гарантии соцзащиты отдельных категорий граждан при реализации ими права на жилище.

Такого рода компенсация, как счел КС, направлена на возмещение определенной категории граждан произведенных ими расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, обязанность своевременного и полного внесения которой предусмотрена ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, и тем самым позволяет им снизить бремя соответствующих расходов. Эта адресная мера соцподдержки по своей правовой природе не может быть приравнена к основному, а тем более единственному, источнику средств к существованию, она направлена на повышение уровня социальной защищенности отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов труда.

Устанавливая на основе ст. 160 ЖК РФ порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, субъект нормотворчества должен учитывать, что, согласно жилищному законодательству, обязательства в отношении расходов, связанных с проживанием в жилом помещении, несут не только его собственник или наниматель по договору соцнайма, но и проживающие совместно с ними члены семьи, круг которых предусмотрен законом, а при определенных условиях – и иные лица, вселенные в это жилье его собственником или нанимателем в качестве членов своей семьи. При этом дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования этим жильем. Аналогичная ответственность по обязательствам, вытекающим из договора соцнайма, возлагается и на дееспособных и ограниченных судом в дееспособности членов семьи нанимателя жилья по договору соцнайма. «Исходя из этого, предоставление отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не может осуществляться без учета количества лиц, проживающих в данном жилом помещении совместно с получателем указанной меры социальной поддержки, потребляющих коммунальные услуги и в силу этого обязанных нести соответствующие расходы. Иной подход ставил бы под сомнение соблюдение как конституционных принципов справедливости и равенства, так и принципа адресности оказания мер социальной поддержки», – заметил КС.

Он добавил, что в рассматриваемом случае областной законодатель установил порядок и условия предоставления компенсаций расходов на оплату жилья или коммунальных услуг отдельным категориям жителей Новосибирской области. Право на такую компенсацию предоставляется в том числе гражданам, имеющим право на меры соцподдержки по оплате жилья или коммунальных услуг в соответствии с Законом Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области», который, в свою очередь, относит к числу таковых и областных ветеранов труда. С учетом адресного характера этой меры соцподдержки Закон Новосибирской области от 6 декабря 2013 г. № 380-ОЗ предусматривает, что при совместном проживании получателя компенсации с иными гражданами предоставление такой выплаты производится исходя из его доли в составе общих расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, приходящихся на всех лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в указанном жилье. При этом указанный Закон – до 20 декабря 2023 г. – возлагал на гражданина, впервые обратившегося за предоставлением компенсации, обязанность при подаче заявления о предоставлении компенсации в центр социальной поддержки населения предоставить в том числе документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания гражданина.

Кроме того, заметил КС, оспариваемый Закон устанавливает, что при изменении состава семьи, места жительства, места пребывания, основания предоставления мер соцподдержки и возникновении других обстоятельств, влекущих утрату права на компенсацию или изменение ее размера, получатели компенсации в течение месяца с момента наступления указанных обстоятельств представляют в центр социальной поддержки населения заявление и документы, подтверждающие соответствующие обстоятельства. Поскольку эта обязанность установлена в целях обеспечения исчисления размера адресной компенсации, обращение гражданина за предоставлением этой меры соцподдержки предполагает его добровольное согласие на исполнение этой обязанности и осознание правовых последствий ее неисполнения для реализации права на получение компенсации. Наряду с возложением на получателя компенсации указанной обязанности Закон Новосибирской области от 6 декабря 2013 г. № 380-ОЗ предусматривает и возможность зачета излишне выплаченных сумм в счет будущих компенсаций, а в случае прекращения предоставления компенсаций – взыскание излишне выплаченной суммы в порядке, предусмотренном законодательством. Такое регулирование стимулирует получателя компенсации к своевременному исполнению возложенной на него обязанности по извещению уполномоченного органа о возникновении обстоятельств, влекущих утрату права на компенсацию или изменение ее размера. Оно обеспечивает целевое расходование регионального бюджета на адресную поддержку отдельных категорий граждан и направлено на соблюдение баланса частных интересов граждан и публичных интересов Новосибирской области.

Невозможность же зачисления излишне выплаченных сумм компенсации в счет будущих платежей, в частности в случаях, когда переплата произошла вследствие неисполнения получателем компенсации при отсутствии к тому объективных причин правомерно возложенной на него обязанности, приводила бы к перерасходу средств бюджета субъекта РФ, предназначенных для финансирования мер соцподдержки отдельных категорий граждан, что, в свою очередь, не согласовывалось бы с вытекающим из конституционных предписаний принципом адресности мер соцподдержки и тем самым не обеспечивало бы решения конституционно значимых задач социального законодательства, заключил КС.

Партнер юридической фирмы Law&Commerce Offer Антон Алексеев обратил внимание на вывод КС РФ о правовой природе спорной компенсации. «Как указал Суд, эта мера соцподдержки по своей правовой природе не может быть приравнена к основному, а тем более единственному, источнику средств к существованию. Она направлена на повышение уровня социальной защищенности отдельных категорий граждан и носит адресный характер. Соответственно, в случае возникновения излишних выплат компенсаций подобного рода к таким случаям не подлежат применению положения подп. 3 ст. 1109 ГК РФ, согласно которому не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения зарплата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки», – пояснил он.

Адвокат Денис Вениционов отметил, что в рассматриваемом случае КС РФ указал, что возможность зачета излишне выплаченных сумм в счет будущих компенсаций, а также их прекращение при отсутствии на то оснований как раз должны стимулировать лиц этой категории в своевременном извещении уполномоченных органов об изменении размера компенсации, на который они могут претендовать, или ее прекращении. «Считаю, что такой порядок в этом случае выступает в качестве сдерживающего фактора для лиц, имеющих право на указанные льготы, для различного рода злоупотреблений», – заключил он.

Рассказать:
Яндекс.Метрика