×

Минфин предложил криминализировать уклонение от уплаты антидемпинговых пошлин

Ведомство отметило, что отсутствие уголовной ответственности не позволяет обеспечивать применение к недобросовестным лицам мер ответственности, соразмерных с точки зрения ущерба, причиняемого экономическим интересам Российской Федерации
Один из адвокатов посчитал, что принятие поправок позволит формально восполнить пробел в УК, но не приведет на практике к каким-либо заметным позитивным последствиям. Второй указал, что попытка криминализировать деяния по неуплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин является свидетельством неэффективного использования тех инструментариев, которые уже есть у таможенных и иных контролирующих органов.

Минфин опубликовал для общественного обсуждения проект закона, которым предлагается распространить действие ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» УК РФ и на специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

Как отмечают авторы проекта в пояснительной записке, по состоянию на август 2019 г. задолженность по уплате антидемпинговых пошлин и пеням за просрочку их уплаты составляет 122 млн руб. Основной объем задолженности (97%) приходится на товары, ввоз которых осуществлялся в регионах деятельности Центрального и Дальневосточного таможенных управлений Федеральной таможенной службы.

При этом действующее законодательство Российской Федерации не содержит положений, которые бы предусматривали уголовную ответственность за уклонение от уплаты пошлин, совершенное в крупном или особо крупном размере. Отмечается, что ст. 194 УК предусматривает уголовную ответственность за совершенное в крупном или особо крупном размере уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации и физического лица, в связи с чем не может быть применена к аналогичным деяниям, совершаемым недобросовестными лицами в отношении пошлин. Имеющийся правовой пробел не позволяет обеспечивать применение к таким лицам мер ответственности, соразмерных с точки зрения ущерба, причиняемого экономическим интересам Российской Федерации в связи с неуплатой (ненадлежащей уплатой) пошлин в отношении товаров, по которым они введены в целях защиты производителей аналогичной отечественной продукции.

По мнению управляющего партнера АБ «ЕМПП», адвоката Сергея Егорова, уклонение от уплаты антидемпинговых, компенсационных и иных специальных пошлин в крупном размере по степени общественной опасности сопоставимо с уклонением от уплаты таможенных пошлин. «В этом смысле не видно негативных последствий в случае принятия предлагаемого законопроекта и криминализации данных нарушений», – посчитал он. Сергей Егоров полагает, что в масштабах таможенных оборотов сумма задолженности по уплате антидемпинговых пошлин и пеням представляется незначительной, поэтому принятие проекта позволит формально восполнить пробел в УК, но не приведет на практике к каким-либо заметным позитивным последствиям.

Адвокат КА «Свердловская областная гильдия адвокатов», партнер юридической фирмы INTELLECT Дмитрий Загайнов отметил, что в пояснительной записке, по сути, указано, что отсутствие в УК нормы за уклонение от уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, направленных на защиту экономических интересов производителей товаров в Евразийском экономическом союзе, не позволяет обеспечивать применение к недобросовестным лицам мер ответственности, соразмерных с точки зрения ущерба, причиняемого экономическим интересам РФ, поэтому следует криминализировать такое поведение неплательщиков пошлин. «Данная позиция авторов проекта полностью соответствует современной тенденции криминализации деяний, что свидетельствует о преобладании карательной направленности в уголовно-правовой политике государства», – подчеркнул адвокат.

Дмитрий Загайнов полагает, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины выполняют регулятивную функцию и применяются не ко всем лицам, перемещающим товар через таможенную границу, соответственно, не носят массовый характер. По его мнению, задолженность в размере 122 млн руб. не является столь катастрофичной для бюджета РФ. «Порядок их взыскания предусмотрен ч. 4 и 5 ст. 71 Закона о таможенном регулировании и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, то есть в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер такое взыскание не было произведено. Кроме того, в КоАП РФ нарушениям таможенных правил посвящена полностью гл. 16», – отметил он.

В заключение адвокат указал, что попытка криминализировать деяния по неуплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин является свидетельством неэффективного использования тех инструментариев, которые уже есть у таможенных и иных контролирующих органов.

Рассказать:
Яндекс.Метрика